"Слабость президента - в кадровой политике": эксперты о годе с начала очередного срока Рахмонова в Таджикистане
Таджикистан, 6 ноября, 2007, 09:26 — ИА Регнум. 6 ноября в Таджикистане отмечают День Конституции. В этот день ровно год назад президент Таджикистана Эмомали Рахмонов (Рахмон) был переизбран на новый семилетний срок. Что удалось достичь президенту за этот год, а чего нет? Эксперты, опрошенные ИА REGNUM, в основном считают, что определенные успехи в деятельности вновь избранного президента Таджикистана были.
Как отметил независимый политолог Рашид Гани, выборами президента Таджикистана в ноябре 2006 года и выборами парламента страны в начале того же года завершился очень важный этап в истории становления государственности независимого Таджикистана. "К этому времени было завершено формирование государственных органов власти. Руководству к этому времени удалось избавиться от власти "полевых командиров". Сегодня мы имеем сильную власть, которая может проводить свою политику и контролировать ситуацию на территории всей страны. Несколько лет назад этого не было".
Сейчас Таджикистан стоит в начале нового периода своего развития. На этом этапе стоят новые задачи, среди которых первостепенным является решение экономических проблем. И сейчас настал тот период, когда политические силы должны донести свои взгляды и пути решения проблем до президента с тем, чтобы он мог реализовать их. Такое же положение наблюдается и в России, и в Казахстане", - считает политолог.
Как сказал в беседе с ИА REGNUMзаместитель директора Центра стратегических исследований при президенте РТ Сайфулло Сафаров, в своей деятельности Рахмонов за прошедший год имел множество плюсов. "Прежде всего, это относится к реформированию структуры правительства. Президент смог удачно завершить этот процесс. Конечно, при назначении определенных кандидатур со стороны оппозиции были высказаны недовольства, но, в общем, этот процесс был завершен успешно. Особенно, это касается вопроса создания Агентства по борьбе с коррупцией и финансовому контролю. Таджикское общество одобрило этот шаг", - считает эксперт.
Но руководитель аналитического Центра партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) Хикматуллох Сайфуллозода считает, что структурное изменение правительства ничего не дала Таджикистану. "Президент после своего переизбрания на этот пост объявил, что будут приняты кардинальные решения. Даже в официальный текст его клятвы были внесены изменения, где он говорил, что клянется молоком своей матери, что примет все меры для улучшения жизни людей в стране. И нужно отметить, что такие слова очень сильно обнадежили людей на изменение условий жизни, особенно, что касается экономических, социальных и гражданских свобод. Нельзя отрицать и того, что кое- что позитивное в стране все-таки произошло. Были и определенные успехи. Но когда мы начнем рассматривать все это детально, то положительных результатов мы не увидим. И теперь в таджикском обществе появилось определенное разочарование этими клятвами и решениями. Особенно это касается изменения структуры правительства и кадровой политики президента. Мы верили словам президента о том, что назначение на должности министров и руководителей госкомитетов будут проходит согласно профессионализму кандидатов, а не в зависимости от их места рождения. Но в результате мы увидели, в общем, обычную перетасовку колоды, и в результате даже новые министры не смогли как-то улучшить нашу жизнь", - считает эксперт.
Слабостью политики президента за этот период можно считать его кадровую политику, заявил в беседе с ИА REGNUM независимый политолог Косимшохи Бекмухаммад. "Хотя Эмомали Рахмонов до сих пор и располагает большой поддержкой населения, но все же он не смог создать команду из сильных и молодых профессионалов, которые могли бы соответствовать требованиям 21 века. Думаю, что в будущем Рахмонов должен внести коррективы в свою кадровую политику. Так как нынешние лица из его команды не отвечают требованиям всех слоев общества Таджикистана", - считает политолог.
Политолог Рашид Гани, говоря о годе президентства Рахмонова, отметил, что за этот период не было отмечено особых достижений, и в то же время не было отмечено и особых упущений, так как этот период можно охарактеризовать как период поиска путей, как со стороны властей, так и со стороны общества. "К достижениям можно отнести в первую очередь то обстоятельство, что руководство Таджикистана за этот год усилило многовекторность в своей внешней политике. Сегодня Таджикистан располагает возможностью воспользоваться борьбой великих держав за влияние в центральноазиатском регионе. Также за этот период можно отследить новые направления во внешней политике страны, прежде всего это касается восточного направления, что можно отнести к новшеству во внешней политике страны. Можно сказать, что во внешней политике Таджикистан намерен больше сотрудничать с теми странами, где есть определенные ресурсы или же от них можно получить экономическую выгоду. То есть, можно сказать, что Таджикистан постепенно переходит от идеологической составляющей к рациональной. Но все еще ощущается страх перед принятием самостоятельных решений, которое досталось нам в наследство от прошлых времен, когда постоянно приходится оглядываться по сторонам. Необходимо как можно быстрее избавляться от такого наследия", - считает политолог.
Между тем, большинство экспертов также считают, что в актив Эмомали Рахмонова за последний год можно отнести именно определенные успехи во внешней политике Таджикистана. По словам Сайфулло Сафарова, "официальный визит Рахмонова в КНР, сразу же после его избрания на пост президента Таджикистана, имел очень впечатляющие результаты, когда было подписано множество соглашений, направленных на реализацию крупных экономических и социальных проектов в стране". "Также успешной можно назвать нашу внешнюю политику в отношении арабских стран. Апогеем успешной внешней политики Таджикистана можно назвать проведение трех саммитов СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ одновременно в Душанбе, где присутствовали президенты всех стран, входящих в эти организации, кроме Украины. Это событие еще более укрепило международный статус Таджикистана", - считает эксперт.
Но заместитель председателя Демократической партии Таджикистана (блок Махмадрузи Искандарова) Рахматулло Валиев считает, что для страны от этих саммитов нет никакой пользы. "Да, в Душанбе прошли саммиты, но они для Таджикистана ничего не дали. Народ страны ожидал, что на этих саммитах будут решены вопросы отмены визового режима между Таджикистаном и Узбекистаном и вопрос начала строительства Рогунской ГЭС, но все они так и остались нерешенными. По моему мнению, Таджикистан потерял свои возможности решить эти вопросы", - считает политик.
Валиев также считает, что команда президента не смогла добиться успехов и в экономической области. "Хотя подконтрольные властям СМИ расхвалят о достигнутых успехах за последний год, но моё мнение таково, что Таджикистан за этот год ничего положительного не добился. Не построено ни одного предприятия, чтобы мы могли сказать, что вот одна тысяча наших граждан трудоустроены. Сельское хозяйство все еще находится в кризисе, и этот кризис еще более усугубляется. К примеру, долги по фьючерсным контрактам все больше растут", - отметил Валиев.
С ним согласен и руководитель аналитического Центра ПИВТ Хикматуллох Сайфуллозода, который отметил, что президент в действительности старается что-то предпринять, но до сих пор правительство не располагает конкретной Концепцией развития экономики страны. "В результате, номинальная стоимость национальной валюты - сомони стремительно падает. Еще год назад за один сомони можно было купить что-то определенное, сегодня 1 сомони - всего лишь плата за проезд на маршрутном такси. А размеры заработной платы особо не увеличились", - сказал Сайфуллозода.
Между тем, независимый политолог Косимшохи Бекмухаммад считает, что в течение последнего года президентства Рахмонова, в актив нового правительства страны, которое возглавляет президент, можно отнести относительное увеличение объемов ВВП и бюджета страны. "Также нужно отметить увеличивающийся интерес стран-инвесторов, таких, как Китай и Иран к более тесному сотрудничеству с правительством Таджикистана. И инвестиции в базовые проекты в Таджикистане, конечно, являются ощутимыми в экономике", - отметил политолог.
Эксперты также оценили соблюдение властями гражданских свобод в Таджикистане. Рахматулло Валиев считает, что если в стране нет развитой экономики, то говорить о существовании свобод не приходится. "Когда большая часть населения проживает за чертой бедности и, когда наблюдаешь стремительный рост цен на основные виды продуктов питания, можно быть уверенным, что эти люди не могут быть свободными. И то, что было в Таджикистане за последний год, я не могу назвать наличием гражданских свобод. В стране до сих пор нет плюрализма мнений", - заявил Валиев.
Между тем, заместитель директора Центра стратегических исследований Сайфулло Сафаров также отметил, что за прошедший год были случаи, когда пытались ущемить права журналистов. "Но это не вина президента, эти случаи происходили по вине отдельных чиновников. Рахмонов выступает за открытость в деятельности властей, о чем свидетельствуют проводимые ежеквартально пресс-конференции министров и иных руководителей", - отметил эксперт.
Но по мнению независимого эксперта Рашида Гани, все эти понятия об уровне свобод навязаны извне. "Мы не должны зацикливаться на этих терминологиях, навязанных из-за рубежа. Необходимо руководствоваться тем, какие принимаемые решения будут на пользу нашему народу, будущего нашей страны и обеспечения национальной безопасности. Для Таджикистана это важнее, чем соблюдаются или нет те или иные нормы", - считает эксперт.
Тем не менее, большинство таджикских экспертов полагают, что 70-80% населения Таджикистана все еще доверяет президенту и уверены, что если Рахмонов захочет изменить ситуацию в каком-то вопросе, то это ему под силу.
- СК инициировал проверку из-за гибели премьера Мариинского театра Шклярова
- Бойцы «Хезболлы» атаковали пять военных баз Израиля в районе Хайфы
- Как изменится материнский капитал в 2025 году
- Украинские СМИ сообщили о взрыве в Николаеве на фоне воздушной тревоги
- В Кузбассе завершились спасательные работы после обрушения породы в шахте