Вопрос о роли "секции дисциплины и правопорядка" в воспитании правопослушного поведения лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, обсуждался 31 октября на заседании Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека под председательством Эллы Памфиловой. Свою точку зрения на проблему, актуальность которой в последнее время значительно повысилась в связи с серией волнений в местах лишения свободы, изложили представители Федеральной службы исполнения наказаний, в том числе первый заместитель директора ФСИН Эдуард Петрухин, а также правозащитники Валерий Абрамкин и Лев Пономарев.

"Несколько дней назад мы провели общественные слушания с участием экспертов и бывших заключенных, посвященные этой теме, и общее мнение было, что секции дисциплины и порядка должны быть уничтожены как позорное пятно российской юстиции, - рассказал ИА REGNUM исполнительный директор Общероссийского общественного движения "За права человека" Лев Пономарев. - Но генерал Петрухин категорически заявил, что эти секции сохранятся, чтобы помогать сотрудникам ФСИН удерживать под контролем ситуацию в условиях, когда криминальные авторитеты раскачивают зону".

"При этом во многих колониях секции дисциплины и порядка играют достаточно незначительную роль. Их членам поручаются в основном различные хозяйственные работы, им не передаются полномочия администрации, насилие с их стороны над другими осужденными не поощряется, вновь прибывающих заключенных не принуждают вступать в эти секции. И при этом ситуация в этих колониях остается стабильной, - подчеркнул Лев Пономарев. - Все зависит от профессионализма и позиции "хозяина" - начальника колонии".

Упорное нежелание руководства ФСИН отказаться от использования секций дисциплины и порядка как инструмента давления на контингент заключенных, по мнению правозащитника, является признаком стремления решать все проблемы силовым путем, при этом усиливая закрытость системы от общества. Между тем, "есть целые регионы, откуда к нам вообще не поступает жалоб, - отметил Лев Пономарев. - К таким регионам относится, например, Краснодарский край, где действует общественный совет, в состав которого входит, в частности, руководитель общественной организации "Матери в защиту прав задержанных, подследственных и осужденных" Татьяна Рудакова. Если в той или иной колонии возникает напряженность, она едет туда, обсуждает проблему с заключенными и с администрацией, и вопрос снимается. В Тамбовской области, откуда к нам тоже жалоб не поступает, руководителя Тамбовского правозащитного центра Лидию Рыбину также ввели в общественный совет и в случае необходимости оказывают ей все необходимое содействие при посещении колоний и при общении с заключенными. С другой стороны, именно в тех регионах, где доступ общественности в зоны закрыт, проблемы в колониях нарастают, насилие зашкаливает, и это вызывает такие бунты как те, что мы наблюдаем в последнее время".

"Ликвидация секций дисциплины и порядка представляет собой проблему не только в связи с позицией руководства ФСИН, но и с точки зрения законодательства. Это сложный и длительный процесс, - заключил Пономарев, - но если бы нам пошли навстречу, открыли бы доступ в зоны общественным инспекторам, проблемы могли бы быть разрешены даже при сохранении этих секций. Корень зла лежит не только в них самих, но и в той ставке на насилие как средство разрешения любых конфликтов, которая сейчас делается".