Президент России подписал федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)", сообщает пресс-служба главы государства.

Как передает корреспондент ИА REGNUM, закон был принят Государственной думой РФ 11 октября и одобрен Советом Федерации со второго раза 17 октября 2007 г. По словам председателя Совета Федерации Сергея Миронова, тот факт, что верхняя палата парламента не сразу проголосовала за законопроект указывает на то, что сенаторы "видят большие опасности с переходом на двухуровневое профессиональное образование". "У меня нет сомнений в том, что мы неоднократно будем возвращаться к этому закону, который вступает в силу с 1 сентября 2009 года, как в отношении некоторых частностей, так и принципиально по самой сути", - заявил Миронов. Миронов отметил, что является принципиальным противником Болонского процесса, законом разрушается фундаментальность высшего образования и снижается его конкурентоспособность, фактически вводится платность высшего образования.

В соответствии с законом для того, чтобы получить степень "бакалавр", потребуется четыре года, для получения степени "магистр" - еще два. "Специалисты" остаются - чтобы стать дипломированным специалистом, нужно 5 лет. Перечень направлений, по которым будут готовить специалистов, станет утверждать правительство РФ. Вместе с тем, по мнению депутата Госдумы Олега Денисова ("Справедливая Россия-Родина"), это дискриминирует инженерную школу России. "Чтобы ввести новую инженерную специальность нужно специальное постановление правительства, а чтобы ввести новую специальность по подготовке бакалавр-магистр - всего лишь согласование с Министерством образования и науки. Таким образом мы забюрокрачиваем систему образования, которая готовит специалистов", - заявил Денисов.

Согласно документу, высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением студенту, успешно прошедшему итоговую аттестацию степени "бакалавр", будет считаться не ступенью, а самостоятельным уровнем высшего профессионального образования. А вот квалификации "дипломированный специалист" и "магистр" станут считаться высшим профессиональным образованием. Если студент уже успел получить эту степень, а "магистром" быть не желает, то и "специалистом" стать не получится - законопроект не предусматривает возможности продолжения обучения после получения степени "бакалавр" по программе следующего уровня высшего профобразования - подготовка специалиста. Несколько изменится поступление в вуз: поступать можно будет на бакалавра и специалиста, а поступление в магистратуру станет также конкурсным, в конкурсе могут участвовать бакалавры. Что касается аспирантуры, то поступать туда смогут магистры и специалисты.

В ходе обсуждения закона Госдумой во втором чтении 5 октября депутат Госдумы Олег Смолин (КПРФ) предложил поправки, в соответствии с которыми получившие степень "бакалавр" и желающие поступить в магистратуру в "своем" вузе, могли бы поступить туда без конкурса, а не по конкурсу, как предусматривает законопроект. Смолин аргументировал свою позицию тем, что в соответствии с данными Минобрнауки получить степень магистра смогут 30-50% бакалавров. По данным председателя Союза ректоров России Виктора Садовничего, лишь четверть, а пессимисты утверждают, что 10% мест в магистратуре будут бюджетными, а остальные - платными. Поправки тогда поддержаны не были, по словам бывшего тогда председателем комитета Госдумы по образованию и науке, а ныне главы Рособразования Николая Булаева, поправки не улучшают законопроект, а "меняют концепцию законопроекта".

Вместе с тем и до подписания закона о введении уровней высшего профобразования вузы могли учить по системе бакалавр-магистр, это делать позволял принятый в 1996 году и ныне действующий закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Как говорит один из его авторов Смолин: "Мы считали и считаем, что вузовское сообщество и работодатели не глупее государственных чиновников и депутатов. Поэтому нужно оставлять широкую степень свободы, а не принудительно насаждать бакалавриат, как кукурузу - от Тихого океана до Атлантического".

Депутат Госдумы Алексей Чернышов (ЛДПР) не исключил, что принятие закона о введении двухуровневого образования могло быть оплачено из-за рубежа. Чернышов заявил: "В систему образования только за 2007 год было втянуто значительное число недодуманных и откровенно надуманных решений, придуманных и, как мне кажется, проплаченных из-за океана законов типа ЕГЭ, двухуровневого образования, подушевого финансирования". По словам Чернышова, в течение длительного времени он внимательно изучал европейскую систему образования. "Специалисты, в том числе из-за рубежа, откровенно смеются и говорят: "Что же вы гробите собственное образование в угоду тотальной унификации образования?". Процессы, идущие в европейской системе образования указывают на то, что унификация образования невозможна даже в так называемой Единой Европе".

Против навешивания таких ярлыков, как проплаченные из-за рубежа законы выступила депутат Госдумы Валентина Иванова ("Единая Россия"). По ее мнению, закон открывает возможность серьезного сотрудничества высшей школы с работодателями. "Без этого закона такое сотрудничество практически свернуто в настоящее время", - заявила Иванова. Депутат также напомнила, что до 50% выпускников сейчас не работают по выбранной специальности, "не ориентируются на запросы работодателей". "В законе эта связь с работодателями прописана очень серьезно", - отметила она.

Как сообщало ранее ИА REGNUM, начало Болонскому процессу было положено 19 июня 1999 года в городе Болонья (Италия). 29 министров образования стран Европы подписали "Болонскую декларацию". Страны-участницы согласовали общие требования, критерии и стандарты национальных систем высшего образования и договорились о создании единого европейского образовательного и научного пространства до 2010 года.

В сентябре 2003 года Россия подписала Болонскую декларацию и вступила в Болонский процесс. Как следует из подписанного документа, цель, которую преследовало государство - расширение доступа к европейскому образованию, дальнейшие повышение его качества и привлекательности, расширение мобильности студентов и преподавателей посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, применения системы учебных кредитов, выдачи выпускникам вузов общеевропейского приложения к диплому, а также обеспечение трудоустройства выпускников за счет того, что все академические степени должны быть ориентированы на европейский рынок труда.