Арбитражный суд Калининградской области готовится рассмотреть претензии Федеральной таможенной службы (ФТС) к местному автосборочному предприятию "Автотор". По словам представителя таможни, 25 сентября в арбитраж было подано несколько десятков исковых заявлений с требованием взыскать с предприятия недоплаченные таможенные платежи на общую сумму около 2 миллиардов рублей. Таможенники полагают, что "Автотор" неверно классифицирует таможенную стоимость ввозимых из-за рубежа автокомплектов для последующей отверточной сборки автомобилей (предприятие выпускает для российского рынка модели Kia, BMW, General Motors, Chery). "Таможня требует, чтобы платеж проходил как за целый автомобиль, но в разобранном виде, а они рассчитывают платежи за каждый узел и детали в отдельности, поскольку так значительно дешевле", - пояснил ИА REGNUMсотрудник калининградского управления ФТС.

Претензии таможенного ведомства к "Автотору" напрямую связаны с историей вопроса о льготах, которыми наделено это предприятие как участник особой экономической зоны. "Льготы давали возможность под видом машинокомплектов и запчастей импортировать фактически уже собранные иномарки, на которые остается лишь прикрутить колеса", - прокомментировал ситуацию генеральный директор консалтинговой компании "Бакстер групп" Дмитрий Гусев. По мнению депутата Государственной думы РФ, руководителя Института проблем развития РАН Сергея Глазьева, "налоговые льготы одному предприятию противоречат правилам ВТО и могут затруднить вступление России в эту организацию". С призывом к правительству отменить преференции "Автотору" недавно выступило и Объединение автопроизводителей России (ОАР), возглавляемое гендиректором ОАО "КАМАЗ" Сергеем Коготиным. В открытом письме ОАР, опубликованном в газетах "Коммерсант" и "Ведомости", говорилось о том, что "исключительные преференции одному из участников рынка легализуют недобросовестную конкуренцию и наносят ущерб интересам развития отечественного автопрома".

В начале нынешнего года правительство ужесточило требования к производителям, которые пользуются льготами особой экономической зоны Калининградской области. В частности, на предприятие "Автотор" налагались обязательства по локализации производства с выполнением сварочно-покрасочных работ. Это более трудоемкий и затратный процесс, чем простая отверточная сборка, но именно на таких условиях в России собирают иномарки все остальные автопроизводители, включая иностранные автоконцерны. Однако в мае этого года преференции калининградскому "Автотору" были продлены.