По просьбе ИА REGNUM известный специалист в области международного права, доктор юридических наук, профессор Василий Гуцуляк прокомментировал международно-правовые аспекты ситуации, сложившейся вокруг российской полярной экспедиции "Арктика - 2007".

"В настоящее время Арктика условно разделена на сектора, соответствующие пяти приарктическим государствам - России, США, Канаде, Норвегии и Дании (с Гренландией). Что касается континентального шельфа, то, в соответствии с международным правом, его принадлежность тому или иному государству признается только в пределах 200-мильной зоны от побережья. Право на участки шельфа, выходящие за пределы этой зоны, закрепляется за государствами решением специального международного органа - Комиссия ООН по границам континентального шельфа, - пояснил он. - Россия обращалась в эту комиссию в 2001 году, однако в тот момент ее аргументация была сочтена недостаточно убедительной. Целью нынешней российской арктической экспедиции является получение новых доказательств того, что морское дно за пределами 200-мильной зоны является естественным продолжением континентального шельфа. Для этого необходимы дополнительные исследования геологического строения морского дна, то есть перед экспедицией стоит прежде всего научная задача".

"Сама по себе установка российского флага на дне имеет чисто символическое значение и не влечет за собой никаких правовых последствий. Времена, когда захват территории осуществлялся таким простым путем, давно прошли, - подчеркнул Василий Гуцуляк. - Безусловно, Россия не будет предпринимать каких-либо односторонних действий и будет действовать исключительно в рамках международного права. Но скорого решения вопроса о закреплении за нашей страной права на соответствующие участки арктического шельфа ждать не приходится. Научные результаты, полученные экспедицией, требуют обработки, так что я думаю, что к рассмотрению этого вопроса Комиссия по границам континентального шельфа обратится не ранее, чем через несколько лет".

Комментируя заявление пресс-секретаря Белого Дома Тома Кейси, который поставил под сомнение обоснованность претензий России на участки арктического шельфа, эксперт заметил: "Обеспокоенность США активностью России в Арктике легко объяснима, учитывая исключительное богатство этой территории природными ресурсами. Может случиться так, что США, которые до настоящего времени не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву, окажутся на обочине этого процесса, поэтому сейчас администрация США выступает за скорейшую ратификацию Конгрессом конвенции. Однако я бы не стал говорить о начале какой-то борьбы за раздел Арктики. Некоторые государства, например Канада, и раньше выступали с определенными притязаниями, однако их заявки не были удовлетворены Комиссией ООН.

"Возможно, наилучшим вариантом решения проблемы Арктики было бы заключение международного соглашения по модели Договора об Антарктике 1959 г., - предположил Василий Гуцуляк. - Согласно этому договору, в Антарктике на неопределенное время заморожены все возможные территориальные притязания, и она рассматривается как зона, где свобода научных исследований и широкое международное сотрудничество обеспечиваются системой международного управления. В переговорах на эту тему применительно к Арктике помимо пяти приарктических государств, могли бы принять участие Исландия, Швеция и Финляндия".