ИА REGNUM и "Медиалогия" начинают новый проект, посвященный анализу освещения в центральных и региональных СМИ деятельности политических партий и движений России. Предлагаем вниманию читателей ИА REGNUM:

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО СООБЩЕНИЯМ СМИ

КРУПНЕЙШИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ РОССИИ В ОТРАЖЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ

ИЮНЬ 2007

Цель исследования

Определить наиболее существенные количественные и качественные характеристики информационного поля указанных политических партий.

Специальные условия исследования

При расчете данных анализировались сообщения всех типов СМИ, поступающих в систему анализа и мониторинга "Медиалогия" из следующих регионов: Омская область, Вологодская область, Орловская область, Томская область, Псковская область, Московская область, Ленинградская область, Самарская область, Тюменская область, Мурманская область, Ставропольский край, Красноярский край, Пермский край, республика Коми, республика Дагестан и город Санкт-Петербург.

Период исследования

1 - 30 июня 2007 года

Методика исследования

Отчет является результатом анализа информации из более 3000 открытых источников (печатные СМИ, радио, ТВ, информационные агентства и интернет-ресурсы) на основе информационно-аналитической системы "Медиалогия".

Система "Медиалогия" анализирует количественные и качественные параметры информационного поля объектов. Система различает четыре типа объектов: - персоны, компании (организации, партии, движения), географические понятия, бренды. Автоматически в системе обрабатываются данные более чем по 25000 объектам. Определяется ряд параметров характеризующих с одной стороны характеристики сообщений СМИ, с другой стороны - характер освещения деятельности объекта в сообщении. Кроме того, функционал системы позволяет выявлять связи между объектами.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Количественные параметры информационного поля партий

Таблица 1.1 Количественные и качественные параметры информационного поля партий

Согласно данным Таблицы 1.1, СМИ рассматриваемых регионов в июне уделили наибольше внимание партиям "Единая Россия", "Справедливая Россия" и КПРФ (в такой последовательности они и составляют первую тройку лидеров). При этом "ЕР" в несколько раз опережает "коллег" по сообщениям с главной ролью объекта, что свидетельствует о внимании медиа к событиям, непосредственно связанным с региональными отделениями партии. КПРФ, несмотря на то, что идет третьей в общем зачете, занимает второе место по сообщениям с прямой речью и главной ролью объекта. ЛДПР - на четвертом месте по всем параметрам, кроме конфликтных сообщений: здесь она уступает "Яблоку".

Высокие информационные показатели "Единой России", в основном, обусловлены вполне объяснимым вниманием региональных СМИ к деятельности законодательных органов на местах, где большинство образуют единороссы, а также к региональному руководству - почти сплошь членам "Единой России". Кроме того, СМИ Тюменской области писали о визите Б. Грызлова в регион для ознакомления с ходом реализации проекта "Единой России" "Урал промышленный - Урал Полярный", который направлен на развитие производственного и интеллектуального потенциала региона.

Что касается "Справедливой России", то и в июне не прекратились публикации комментариев в местных СМИ о возможности объединения "эсэров" и коммунистов. Медиа означенных регионов не обошли вниманием и переход актрисы Елены Драпеко в ряды "СР". Самым крупным скандалом можно назвать выход из партии 3 тысяч членов воронежского регионального отделения из-за конфликта в руководстве.

КПРФ в СМИ избранных регионов упоминалась в контексте прошедшей акции протеста в Москве у стен телецентра "Останкино", инициативы о добровольных денежных отчислениях руководящего состава КПРФ в партийную кассу.

Таблица 1.2 Упоминание партий в рубрике "Выборы"

Низкая доля сообщений о партиях в рубрике "Выборы" в июне обусловлена отсутствием крупных политических событий в обозначенных регионах. Но, тем не менее, интерес региональных СМИ не сошел "на нет". Так, наибольшее количество сообщений по теме выборов пришлось на "Единую Россию". Второе и третье место делят между собой Компартия и "СР". В первую пятерку попали СПС и "Яблоко"

Основными событиями, в контексте которых упоминалась "Единая Россия", стали встреча руководства "ЕР" с президентом В. Путиным, а также различные переизбрания в местных отделениях партии. Главным информационным поводом в отношении Компартии стало выдвижение Г. Зюганова кандидатом на выборах-2008.

СПС, несмотря на четвертое место в общем рейтинге, идет вторым по сообщениям с главной ролью объекта. Это связано с заявлениями руководства партии о готовности поддержать единого кандидата в президенты от оппозиции, а также самостоятельно участвовать в парламентских выборах.

Таблица 1.3 Регионы, где зафиксировано наибольшее количество сообщений о партиях

РегионКол-во сообщений
Санкт-Петербург651
Красноярский край275
Тюменская область263
Самарская область157
Пермский край155
Вологодская область138
Псковская область134
Омская область86
Томская область80
Ставропольский край49
Республика Дагестан37
Республика Коми35
Орловская область26
Мурманская область18
Московская область11
Ленинградская область2

Максимальное количество сообщений о деятельности партий в СМИ из используемого списка регионов зафиксировано в Санкт-Петербурге, что объясняется более мощной, по сравнению с другими регионами, медийной системой. На втором месте - Красноярский край, на третьем - Тюменская область.

Таблица 1.4 Распределение сообщений о партиях по отдельным регионам РФ

Таблица 1.5 Топ-10 наиболее активных авторов, освещавших деятельность партий

АвторИзданиеКол-во сообщений
Юлия БуроваИА Тюменская линия10
ИРИНА АРХИПОВАИА Тюменская линия7
МИХАИЛ ШЕВЧУККоммерсант # Санкт-Петербург7
Мария ШуваловаИА "Росбалт"5
СЕРГЕЙ ИВАНОВЗвезда4
ДМИТРИЙ КУЗЬМИННовости Петербурга4
АРТЕМ ВОРОНЕНКОКоммерсант # Пермь4
Мария ТирскаяДеловой Петербург4
ОЛЬГА СМИРНОВАКрасное знамя # Томск4
Екатерина ШигаповаИА Тюменская линия3

2. Медиа-рейтинги и качественные медиа-данные партий

Таблица 2.1 Рейтинг по количеству сообщений СМИ

Позиция объекта в текущем периодеПеремещения в рейтинге по сравнению с равным предыдущим периодомОбъектКол-во сообщений
10Партия "Единая Россия"1150
2+1Партия "Справедливая Россия"634
3-1Коммунистическая партия РФ606
40Либерально-демократическая партия России346
5+1Партия ЯБЛОКО217
6-1Партия "Союз Правых Сил"205
70Партия "Патриоты России"47
80Партия "Народный союз"10
Позиция объекта в текущем периодеПеремещения в рейтинге по сравнению с равным предыдущим периодомОбъектИндекс Информационного Благоприятствования
10Партия "Единая Россия"344,99
2+1Коммунистическая партия РФ139,22
3-1Партия "Справедливая Россия"97,93
4+2Партия "Союз Правых Сил"66,95
5-1Либерально-демократическая партия России57,87
6-1Партия ЯБЛОКО43,85
70Партия "Патриоты России"8,29
80Партия "Народный союз"-1,32

Система анализа и мониторинга "Медиалогия" анализирует количественные и качественные параметры информационного поля объектов. Функционал системы позволяет также выявляет связи между объектами. Система различает четыре типа объектов: юридическое лицо, физическое лицо, географическое название; бренд. Любой объект в системе можно найти как по названию, так и по отраслевой принадлежности.

Динамика сообщений СМИ

Динамика информационного поля иллюстрирует изменение интенсивности информационного поля объекта. По характеру кривой можно определить периоды повышенного интереса СМИ к объекту и, напротив, периоды, когда объект оказывался вне поля зрения СМИ. Чем выше расположена кривая, тем больше сообщений с упоминанием объекта вышло за определенный отрезок времени. Сравнительная динамика информационного поля нескольких объектов позволяет сопоставить активность их освещения в СМИ за заданный период.

Региональное распределение сообщений СМИ

Региональное распределение сообщений с упоминанием объекта показывает, в каких регионах России объект находится в центре внимания СМИ. Большое количество сообщений об объекте в СМИ региона указывает на активность объекта в данном регионе.

Распределение сообщений по типам СМИ

Гистограмма показывает степень активности различных типов СМИ в освещении деятельности объекта за определенный период времени. Соответственно, на основании данных гистограммы можно сделать выводы о степени влияния различных типов СМИ на формирование информационного поля объекта в заданный период. Чем длиннее столбец гистограммы, тем большее количество сообщений об объекте зафиксировано в этом типе СМИ.

Индекс информационного благоприятствования

Индекс информационного благоприятствования - расчетный показатель, разработанный специалистами компании "Медиалогия". Индекс позволяет оценить информационную ситуацию, сложившуюся вокруг персоны, компании или бренда. При расчете ИИБ учитывается как характер самого сообщения, так и позиция издания на рынке СМИ, в котором появилось сообщение. "Позиция" издания СМИ рассчитывается исходя из данных по тиражу или размеру аудитории издания. Принимается во внимание так же мнение об издании профессиональных исследовательских организаций.

Оценка объекта в сообщении учитывает два параметра: характер упоминания и уровень "яркости" объекта в сообщении. Характер упоминания может принимать три значения: позитивный, негативный или нейтральный. Яркость складывается из ряда характеристик. Во-первых, учитывается "роль" объекта в сообщении, которая может быть трех типов: главной, второстепенной или эпизодической. Во-вторых, принимается во внимание наличие прямой или косвенной речи в сообщении. В-третьих, учитывается наличие конфликтной ситуации, описываемой в сообщении.

Индекс определяется как сумма индексов по всем сообщениям, в которых упоминается объект. Значение Индекса может быть как положительным, так и отрицательным. Чем выше положительное значение Индекса для объекта, тем более позитивно и выгодно он представлен в сообщениях СМИ.

Рейтинг объектов по количеству сообщений в СМИ

Рейтинг объектов по количеству сообщений в СМИ ранжирует их в зависимости от количества информационных сообщений, в которых упоминается объект. Количество сообщений об объекте, как правило, обусловлено активностью его деятельности или указывает на наличие конфликтной ситуации, что и вызывает интерес СМИ к объекту.

Рейтинг содержит четыре колонки. Первая колонка определяет позицию объекта в анализируемом периоде. Данные второй колонки указывают на изменения позиции в рейтинге по сравнению с предыдущим аналогичным по длительности периодом. К примеру, запись "+1" указывает на то, что объект поднялся на одну позицию выше; запись "-2" говорит о снижении на две позиции по сравнению с предыдущим периодом; а запись "0" означает, что с прошлого периода позиция объекта осталась неизменной. "New" во второй колонке указывает на то, что объект не упоминался в СМИ в прошлом периоде и вошел в рейтинг только в текущем периоде.

Рейтинг объектов по Индексу Информационного Благоприятствования

Рейтинг объектов по Индексу Информационного Благоприятствования (ИИБ) ранжирует объекты, учитывая количественную и качественную составляющую их информационной активности.

Рейтинг содержит четыре колонки. Первая колонка определяет позицию объекта в анализируемом периоде. Данные второй колонки указывают на изменения позиции в рейтинге по сравнению с предыдущим аналогичным по длительности периодом. К примеру, запись "+1" указывает на то, что объект поднялся на одну позицию выше; запись "-2" говорит о снижении на две позиции по сравнению с предыдущим периодом; а запись "0" означает, что с прошлого периода позиция объекта осталась неизменной. "New" во второй колонке указывает на то, что объект не упоминался в СМИ в прошлом периоде и вошел в рейтинг только в текущем периоде. В четвертой колонке рейтинга указывается количественное значение индекса ИИБ, рассчитанного системой анализа и мониторинга "Медиалогия".

Распределение Индекса Информационного Благоприятствования по СМИ

Гистограмма, показывающая распределение индекса ИИБ по СМИ, иллюстрирует степень участия того или иного источника (издания) в формировании позитивного или негативного имиджа объекта. Степень вовлеченности и характер участия источника (издания) в формировании имиджа выражается количественно значением Индекса Информационного Благоприятствования (ИИБ). СМИ могут влиять на имидж объекта как положительно, так и отрицательно, что выражается в увеличении или уменьшении значения Индекса Информационного Благоприятствования для определенного объекта в рамках того или иного источника (издания).