ИА REGNUM и "Медиалогия" начинают новый проект, посвященный анализу освещения в центральных и региональных СМИ деятельности политических партий и движений России. Предлагаем вниманию читателей ИА REGNUM:

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО СООБЩЕНИЯМ СМИ

КРУПНЕЙШИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ РОССИИ В ОТРАЖЕНИИ центральных СМИ

ИЮНЬ 2007

Цель исследования

Определить наиболее существенные количественные и качественные характеристики информационного поля указанных политических партий.

Специальные условия исследования

Расчет данных производился по центральным СМИ.

Период исследования

1 - 30 июня 2007 года

Методика исследования

Отчет является результатом анализа информации из более 3000 открытых источников (печатные СМИ, радио, ТВ, информационные агентства и интернет-ресурсы) на основе информационно-аналитической системы "Медиалогия".

Система "Медиалогия" анализирует количественные и качественные параметры информационного поля объектов. Система различает четыре типа объектов: - персоны, компании (организации, партии, движения), географические понятия, бренды. Автоматически в системе обрабатываются данные более чем по 25000 объектам. Определяется ряд параметров характеризующих с одной стороны характеристики сообщений СМИ, с другой стороны - характер освещения деятельности объекта в сообщении. Кроме того, функционал системы позволяет выявлять связи между объектами.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Количественные параметры информационного поля партий

Таблица 1.1 Количественные и качественные параметры информационного поля партий

В первой тройке лидеров по общему количеству сообщений по-прежнему остаются "Единая Россия", Компартия и "Справедливая Россия". "ЕР" лидирует по всем параметрам, кроме сообщений с прямой речью: здесь первенство у КПРФ. Особенностью данного исследования можно назвать рост упоминаемости "Яблока" и СПС (четветое и пятое места) в центральных СМИ, в то время как ЛДПР потеряла сразу две позиции и заняла шестое место. Стоит отметить, что повышенный интерес центральных медиа к партии "Яблоко" вызван выдвижением Г. Явлинского в качестве кандидата на президентских выборах-2008.

Высокие информационные показатели "Единой России" в июне связаны, в общем и целом, с предвыборной активностью партии. Но основным событием месяца с точки зрения влияния на информационное поле партии стала встреча В. Путина с руководством "ЕР", где, кроме прочего, президент поблагодарил партию за поддержку своих инициатив.

Второе место КПРФ в центральных СМИ обусловлено несколькими крупными событиями. Во-первых, лидер партии Г. Зюганов высказался против продления срока президентских полномочий. Во-вторых, Г. Зюганов был выдвинут кандидатом в президенты на выборах-2008. И, в-третьих, Компартия провела в конце июня у телецентра "Останкино" акцию протеста против "информационной блокады оппозиции".

Что касается "Справедливой России", то центральные медиа, в основном, писали об идее введения налога на роскошь и установки точной копии "Бронзового солдата" в Москве у Эстонского посольства.

Основным информационным поводом для СПС стал роспуск политсовета московского отделения партии. Свое решение руководство Союза в лице Н. Белых мотивировало нежеланием мосотделения подчиняться требованиям Федерального политсовета.

Таблица 1.2 Распределение сообщений о партиях по типам СМИ

Таблица 1.3 Упоминание партий в рубрике "Выборы"

Согласно данным Таблицы 1.3, в рубрике "Выборы" расклад сил выглядит несколько иначе. Здесь в первой тройке - КПРФ, "Единая Россия" и СПС (в сообщениях с главной ролью объекта позиции партий в рейтинге меняются на противоположные). "Яблоко" на четвертом месте, а "Справедливая Россия" замыкает первую пятерку.

Основным "выборным" событием для КПРФ стало выдвижение Г. Зюганова кандидатом в президенты. Это, а также многочисленные упоминания партии в связи с ее деятельностью в регионах, обеспечили КПРФ первое место в рейтинге. Что касается "Единой России" и темы выборов, то центральные СМИ, в сосновном, сконцентрировались на деятельности региональных отделений партии, а также на встрече руководства "ЕР" с президентом В. Путиным.

Третье место "Союза правых сил" (первое по сообщениям с главной ролью объекта) обусловолено вниманием центральных медиа к следующим событиям, связанным с партией. Во-первых, СПС обратился в Конституционный суд, оспаривая нововведения в выборное законодательство, в частности, то, что партию можно снять с выборов в случае выхода из ее списка нескольких человек. Во-вторых, лидер партии Н. Белых озвучил готовность СПС поддержать единого кандидата от демократических сил на выборах президента в 2008 г. В-третьих, партия приняла решение участвовать в парламентских выборах самостоятельно.

Таблица 1.4 Топ-10 наиболее активных авторов, освещавших деятельность партий

АвторИзданиеКол-во сообщений
ВЕРОНИКА РОМАНЕНКОВАИТАР-ТАСС (ЕНЛ)18
НАТАЛЬЯ КОСТЕНКОНезависимая газета12
КСЕНИЯ ВЕРЕТЕННИКОВАВремя новостей12
ЕЛЕНА РУДНЕВАВедомости10
ДАРЬЯ ГУСЕВАВремя новостей10
ИВАН РОДИННезависимая газета9
АЛЕКСАНДРА САМАРИНАНезависимая газета9
ИНЕССА ЗЕМЛЕРЭХО МОСКВЫ # Эхо9
АНАСТАСИЯ МАТВЕЕВАРБК daily9
ЕКАТЕРИНА ПИЧУГИНАМосковский комсомолец9

Термины и обозначения

Система анализа и мониторинга "Медиалогия" анализирует количественные и качественные параметры информационного поля объектов. Функционал системы позволяет также выявляет связи между объектами. Система различает четыре типа объектов: юридическое лицо, физическое лицо, географическое название; бренд. Любой объект в системе можно найти как по названию, так и по отраслевой принадлежности.

Динамика сообщений СМИ

Динамика информационного поля иллюстрирует изменение интенсивности информационного поля объекта. По характеру кривой можно определить периоды повышенного интереса СМИ к объекту и, напротив, периоды, когда объект оказывался вне поля зрения СМИ. Чем выше расположена кривая, тем больше сообщений с упоминанием объекта вышло за определенный отрезок времени. Сравнительная динамика информационного поля нескольких объектов позволяет сопоставить активность их освещения в СМИ за заданный период.

Распределение сообщений по типам СМИ

Гистограмма показывает степень активности различных типов СМИ в освещении деятельности объекта за определенный период времени. Соответственно, на основании данных гистограммы можно сделать выводы о степени влияния различных типов СМИ на формирование информационного поля объекта в заданный период. Чем длиннее столбец гистограммы, тем большее количество сообщений об объекте зафиксировано в этом типе СМИ.