С 15 января 2007 года поезд №396 Ростов-Махачкала возвращается на прежний маршрут - теперь он следует через территорию Чеченской Республики. Как сообщила ИА REGNUM 15 января пресс-служба ОАО "РЖД", до сегодняшнего дня поезд Ростов-Махачкала курсировал в обход территории Чечни через Волгоград и Астрахань. После возращения поезда на старый маршрут время его нахождения в пути сократится почти в два раза (на сутки). Также в результате изменения маршрута снизилась стоимость проезда. Сейчас билет в купейный вагон обойдется в 1031 рублей (вместо прежних 1400 рублей), а в плацкартный - в 364 рублей (ранее 600 рублей).

Движение железнодорожных составов по территории Чеченской Республики было отменено после начала военных действий на Кавказе в 1994 году. Некоторое время пассажирские поезда в Махачкалу вообще не ходили, пассажирское сообщение осуществлялось только с дагестанским городом Кизляр (через Астрахань), оттуда в Махачкалу и другие города Дагестана приходилось добираться на автобусах. В тот момент железнодорожные пути из Кизляра в Махачкалу вели только через чеченский Гудермес. Затем на территории Дагестана была построена новая железнодорожная ветка, в результате чего из Кизляра - и, соответственно, Астрахани, Ростова-на-Дону, Москвы - в Махачкалу стало возможно проехать на поезде, минуя Чечню. В 2002 году также возобновилось движение пассажирского поезда Грозный - Москва, позднее началось сообщение и на участке Грозный-Астрахань, однако пассажирские поезда в Дагестан не шли через Чечню до января 2007 года.

Руководство Дагестана не раз подчеркивало, что сложности с железнодорожным сообщением стали одним из основных препятствий экономического развития республики в постсоветское время.