Руководство Абхазии выступило с обращением к участникам грузино-абхазского переговорного процесса. ИА REGNUM приводит полный текст документ:

В свете текущей ситуации в Кодорском ущелье, абхазская сторона в очередной раз обращает внимание ООН, Российской Федерации, в качестве содействующей стороны, Группы Друзей Генерального Секретаря ООН и ОБСЕ, на факт грубого нарушения Грузией Московского Соглашения о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994г., являющегося базовым и где в пункте 4 говорится: "Под контролем представителей миротворческих сил СНГ и наблюдателей ООН, при участии представителей сторон из Кодорского ущелья будет осуществлен отвод войск Республики Грузия в места их дислокации за пределами Абхазии...". Нарушены также основные положения Протокола о прекращении огня, разведении вооруженных формирований и гарантиях по недопущению силовых действий от 25 мая 1998 года, где также говорится, что Грузинская сторона обязуется принять эффективные меры по пресечению проникновения в Абхазию вооруженных формирований и лиц. В Протоколе встречи грузинской и абхазской сторон по вопросам стабилизации в зоне конфликта от 17 января 2002 года, говорится: "... в соответствии с п. 2.4. Московского Соглашения грузинская сторона начнет отвод своих войск из Кодорского ущелья..."

В рамках этого же протокола абхазская сторона взяла на себя обязательства не вводить свои вооруженные формирования на территорию Кодорского ущелья, начиная от 107 поста КСПМ СНГ, а также не применять силы в отношении мирного населения Кодорского ущелья, включая воздушные бомбардировки. В Протоколе встречи грузинской и абхазской сторон от 29 марта 2002 года, говорится: "На основе Московского Соглашения от 14 мая 1994 г. грузинские войска будут выведены из Кодорского ущелья до 10 апреля 2002 г. Вывод будет осуществляться под наблюдением и контролем МООННГ и КСМС СНГ в соответствии с их мандатами, как сформулировано в Московском Соглашении от 14 мая 1994 г. и резолюции Совета безопасности ООН № 937 от июля 1994 г..." Фактически, все перечисленные соглашения и протоколы подтверждают признание сторонами демилитаризованного статуса верхней части Кодорского ущелья. Несмотря на неоднократные призывы абхазской стороны о недопустимости нарушения достигнутых в процессе переговоров договоренностей, и выводе вооруженных формирований из верхней части Кодорского ущелья, грузинская сторона продолжает наращивание сил.

По имеющимся данным, в Кодорском ущелье присутствуют более 2000 военнослужащих Грузии, военная техника в количестве 2-х МТЛБ-В, вертолетов МИ-8 - 2ед., МИ-24 - 4ед. и предположительно "Ирокез" - 1ед. Данная ситуация рассматривается абхазской стороной как открытая угроза Республике Абхазия. Ранее абхазская сторона не раз обращала внимание всех участников переговорного процесса на тот факт, что Грузия усиленно вооружает население верхней части Кодорского ущелья. Попустительство действиям Грузии значительно осложнило ситуацию в зоне безопасности. Ни для кого не секрет, что все оружие, изъятое в Кодорском ущелье грузинскими силовыми структурами в ходе военной операции, в свое время было выдано министерством обороны Грузии отряду "Охотник", для использования против Абхазии. В данное время, Абхазия располагает фактами, подтверждающими доминирующее присутствие Вооруженных сил министерства обороны Грузии в верхней части Кодорского ущелья Абхазии. За все время проведения так называемой "полицейской спецоперации", руководство Грузии, практически каждые сутки озвучивало противоречивые цели и задачи своего вторжения в верхнюю часть Кодорского ущелья. По словам некоторых известных грузинских политиков, так называемая "полицейская операция", на самом деле являлась крупномасштабной военной акцией на территории Республики Абхазия, целью которой был "захват стратегически важного плацдарма", для дальнейшего наращивания военного присутствия Грузии. Заявления президента Грузии Михаила Саакашвили относительно намерения разместить в верхней части Кодорского ущелья так называемое "правительство в изгнании" также является свидетельством стремления Грузии обострить ситуацию.

Усиливая и развивая автономные структуры Абхазии, Грузия целенаправленно идет по пути нагнетания обстановки в Абхазии. Правительство в изгнании не раз являлось инициатором открытых анти-абхазских акций, которые дестабилизировали обстановку в Гальском районе Абхазии. В данном случае, стремление руководства Грузии расколоть Абхазию и также создать атмосферу двоевластия, с целью дальнейшей дискредитации Абхазии в глазах мировой общественности, является очевидным. Несомненно, такой подход также является нарушением достигнутых договоренностей и полностью противоречит духу переговорного процесса.

В условиях, когда между Грузией и Абхазией отсутствует мирный договор, а военные расходы Грузии непропорционально велики, абхазская сторона в очередной раз обращает внимание международного сообщества на тот факт, что дальнейшее развитие событий в таком русле, станет угрозой для всего Кавказского региона и повлечет за собой многочисленные жертвы и потоки беженцев, создав гуманитарную катастрофу. Ответственность за осложнение ситуации безопасности целиком и полностью ложится не только на грузинскую сторону, но и на тех участников переговорного процесса, которые своим бездействием поощряют Грузию.

Учитывая вышеизложенное, абхазская сторона призывает Организацию Объединенных Наций, Российскую Федерацию, как содействующую сторону и Группу Друзей Генерального Секретаря ООН: - Потребовать от грузинской стороны, в соответствии с п. 2.4. Московского Соглашения, начать незамедлительный вывод вооруженных формирований из Кодорского ущелья; - Коллективные Силы СНГ по Поддержанию Мира и Военные Наблюдатели ООН должны иметь свободный и беспрепятственный доступ к районам патрулирования, как это оговорено в достигнутых соглашениях между Грузией и Абхазией, и провести объективный мониторинг Кодорского ущелья Абхазии. - Призвать Грузинскую сторону к подписанию согласованного обеими сторонами документа о невозобновлении военных действий и международных гарантиях безопасности. Признать, что отказ Грузией подписать данный документ, будет свидетельством агрессивных намерений Грузии в отношении Абхазии. Призывая к сохранению переговорного процесса, абхазская сторона все еще продолжает возлагать основные надежды на Организацию Объединенных Наций, Российскую Федерацию и Группу Друзей Генерального Секретаря ООН, как гарантов выполнения соглашений и договоренностей взятых на себя сторонами.