В 2007 г. миграционное законодательство серьезно изменится - глава управления Федеральной миграционной службы
Азербайджан, 15 июня, 2006, 17:33 — ИА Регнум. 15 июня в Госдуме прошел круглый стол, посвященный положению детей вынужденных переселенцев из стран СНГ и Прибалтики, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Представители Федеральной миграционной службы России, общественных организаций, уполномоченные по правам человека нескольких субъектов РФ, депутаты пришли к общему заключению, что практически все проблемы, с которыми сталкиваются вынужденные переселенцы и иностранные мигранты связаны с запутанным, непонятным и нестабильным законодательством по вопросам гражданства и миграционной политики. Руководитель управления ФМС по Московской области Михаил Утятский в интервью корреспонденту ИА REGNUM сказал, что ФМС подготовила поправки в законы, которые внесены в правительство, и в будущем году законодательство будет серьезно меняться в части упрощения регистрации как для российских соотечественников, так и для иностранных граждан.
По данным начальника отдела по вопросам вынужденных переселенцев ФМС Александра Кандева в России эта категория мигрантов составляет 62 тыс. семей или 155 тыс. человек (в основном граждане России), из них 35 тыс. детей. Основные регионы их местонахождения - Центральный, Приволжский и Южный федеральные округа. "Проблема, связанная с легализацией детей, конечно, существует, - сказала уполномоченный по правам человека в Саратовской области Нина Лукашова. Надо решать проблему еще более упрощенного получения гражданства для граждан бывшего Советского Союза, у которых уже выросли дети, и растут внуки. Просто стон идет в некоторых случаях!". По ее словам, несовершенное законодательство приводит к тому, что дети не могут получить паспорт и регистрацию, и годами не имеют никаких прав, в частности, на получение образования и медицинское обслуживание (бесплатные лекарства).
Представители общественных организаций обратили внимание на то, что дети вынужденных переселенцев не могут сдавать Единый государственный экзамен, поскольку для этого нужно иметь документ о гражданстве, и в целом от 30% до 40% детей по этой причине оказывается исключенными из этого процесса. Отдельная проблема - получение профессионального образования российскими соотечественниками в Туркмении, где сложности существуют даже для знающих туркменский язык. В Министерстве образования и науки, сообщил Юрий Акимов, знают об этом, но не готовы предоставлять такие преимущества, как квотирование мест для них в тех российских национальных университетах, которые открыты в 4 странах ближнего зарубежья (Армения, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, а также школа в Туркмении - ИА REGNUM). "Мы не можем изыскивать там русских и только их учить", - сказал чиновник. Комментируя ситуацию в Туркмении, он сказал, что министерство образования этой страны проводит самостоятельную политику, определяемую одним человеком, и Минобрнауки влиять на нее не может.
Руководитель управления ФМС по Московской области заявил, что "невыдача паспортов, нерегистрация, выдворение - это нестандартная ситуация". По его словам, законодательство действительно характеризуется непостоянством и нуждается в совершенствовании. Предложения участников круглого стола о необходимости проведении ротации в ФМС, в которой проходят "многочисленные реформирования, а лица не меняются" и введении института комиссаров, которые набирались бы из числа гражданских экспертов и наблюдали бы за исполнением закона на местах, Утятский воспринял с иронией, заметив, что по конкурсу на ту зарплату которая сегодня есть в ФМС никто не придет и высказав готовность "хоть завтра на общественных началах ввести представителя от общественных организаций".
Депутат Заксобрания Калужской области Татьяна Котляр заявила, что "положение русских в Латвии лучше положения тех, кто приезжает в Россию". Один из серьезных недостатков, по ее мнению, заключается в том, что в нашей стране не выдается документа, свидетельствующего об отсутствии гражданства, как это есть, например, в Латвии. Она отметила, что для решения проблем детей мигрантов нужна, прежде всего, статистика, сколько в России совершеннолетних и несовершеннолетних, не имеющих паспорта, которой у ФМС нет. "Все беды идут от Думы. Если бы вы такие законы не принимали, мы бы 10 лет не мучались", - заметила руководитель общественного фонда "Таджикистан" Гавхар Джураева.
Напомним, что Госдума приняла в первом чтении депутатские законопроекты "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в России" и "О внесении изменений в ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" и в ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Законопроекты предусматривают более либеральные подходы в отношении регистрации трудовых мигрантов из стран СНГ, за исключением тех, с которыми у нас установлен визовый режим (Грузия и Туркмения), но не упрощает правила регистрации для внутренних мигрантов. В настоящее время, законопроекты подготовлены комитетом по конституционному законодательству и госстроительству ко второму чтению. Глава комитета Владимир Плигин полагает, что они могут быть приняты Думой этого созыва.
По мнению Утятского, наиболее проблемный вопрос связан с регистрацией, и совершенствование законодательства должно идти в направлении ее упрощения. "Он обсуждался на уровне руководства ФМС, Администрации президента. Закон о миграционном учете должен серьезно изменить этот вопрос", - сказал Утятский корреспонденту ИА REGNUM.