Строительство канала Каспий-Азов грозит катастрофическими последствиями
Адыгея, 5 июня, 2006, 10:40 — ИА Регнум. С идеей нового "проекта века" выступили Южный научный центр Российской Академии Наук, а также экспертный центр "Гидротехэкспертиза" и Фонд транспортных проектов при Международном Конгрессе промышленников и предпринимателей. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Экологической вахте по Северному Кавказу, предлагается построить судоходный канал Каспий-Азов (другое название этого проекта - "канал "Евразия"). Этот канал предполагается прорыть от Каспийского моря до устья реки Дон через Кумо-Манычскую впадину. Длина канала - 650 километров, ширина - 70 метров, глубина - 16 метров. Предварительная стоимость строительства оценивается в 15 миллиардов евро.
Общественные экологические организации узнали об этой идее еще в 2004 году, однако поскольку строительство канала представлялось совершенно нереальным, то ей не было придано особого значения. Но ход событий показал, что властные структуры России отнеслись к этой идее с "пониманием". И проект канала, несмотря на то, что он малореален с технической и финансовой точки зрения, совершенно неприемлем экологически, противоречит природоохранному законодательству, тем не менее, имеет шансы на одобрение. В этом случае, даже если строительство будет не завершено, в чем убеждены многие эксперты, будет нанесен невосполнимый ущерб.
Стало известно, что этот проект получил поддержку руководства Калмыкии и администрации Ставропольского края. Последняя особенно заинтересована в строительстве канала, так как Ставропольский край, территория которого не имеет выходов к морю, получит прямой доступ к международной транспортной артерии. В этой связи администрация края планирует создать в районе города Дивное крупный порт. В конце мая руководитель Федерального агентства водных ресурсов заявил, что возглавляемое им агентство и Министерство транспорта РФ также рассматривают возможность строительства канала Каспий-Азов.
Согласно тому же источнику, экологическая неприемлемость проекта очевидна даже при самом поверхностном его рассмотрении. Его инициаторы не скрывают, что основное предназначение канала - транспортировка каспийской нефти. Это создает угрозу разливов нефти в Азовском, Черном и Эгейском морях, экосистемы которых чрезвычайно уязвимы, и через акватории которых неизбежно пойдет этот дополнительный нефтяной поток. В связи с мелководностью Азовского моря для того, чтобы использование канала Каспий-Азов было экономически эффективно, планируется в качестве его продолжения построить также глубоководный канал через акваторию Азовского моря для прохода крупнотоннажных танкеров, что еще больше подорвет экосистему моря. Проект окажет огромное негативное воздействие и на Каспийское море.
Возникает вопрос, откуда авторы проекта собираются брать воду для заполнения канала. Предполагается, что это будут реки Кума, Терек, Дон и Кубань. Но эти реки не имеют избытка водных ресурсов, которые можно было бы использовать для данных целей, и тогда встанет вопрос об изъятии части стока Волги. В целом все регионы Юга России, которые будут затронуты в случае строительства канала, страдают от острого дефицита водных ресурсов, и эта ситуация может еще больше ухудшиться.
Помимо негативных последствий для экосистем Кумы, Терека, Дона и Кубани, создание канала угрожает особо охраняемым природным территориям, входящим в Кавказский экорегион, признанный одним из наиболее важных регионов для сохранения биологического разнообразия в мировом масштабе. В зоне строительства окажется природный заповедник "Ростовский", что строго запрещено законодательством, природный парк "Донской", водно-болотные угодья международного значения "Веселовское водохранилище" и "Озеро Маныч-Гудило", охраняемые Рамсарской конвенцией. Многие другие водоемы в зоне строительства канала внесены в перспективный список водно-болотных угодий международного значения. В значительной степени от строительства и эксплуатации канала пострадают популяции сайгака и многих других редких и охраняемых видов животных. Строительство канала приведет к заболачиванию, засолению и опустыниванию земель вдоль его русла.
В 30-е годы ХХ века строительство водного пути из Азова в Каспий уже начиналось, и он был построен на участке более 300 километров от Дона до озера Маныч-Гудило. Дальнейшему строительству помешала Вторая мировая война. В результате сильно пострадали экосистемы Западного Маныча и Дона. Качество вод в Дону резко ухудшилось. Также в этом регионе планировалось построить канал Волга-Чограй, несущий угрозу преобразования огромных природных территорий. По нему предполагалось направить в этот район часть стока Волги. Но в 1989 году состоялась воистину массовая акция протеста против этого проекта, в которой приняли участие 500 тысяч участников более чем в 100 городах Советского Союза. Было собрано более миллиона подписей против строительства канала Волга-Чограй. В результате, правительство СССР распорядилось остановить строительные работы и вывести технику из района работ. Сейчас такое представляется мало возможным, так как гражданская активность населения России в результате разочарований, которые преподнесла ей российская действительность последних времен, упала до максимально низкой отметки. И все же, по словам экологических активистов, эти события пятнадцатилетней давности являются ярким примером, о котором должны помнить авторы и лоббисты канала Каспий-Азов.
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Польские наёмники уничтожены при зачистке Курахово — 1032-й день СВО
- Трамп заявил, что в США будет официально два пола
- В массовом ДТП в Москве с участием пожарной машины пострадали 15 человек