10 марта в Москве напротив офиса компании "Славнефть" состоялся пикет солидарности с рабочими ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз". Участники пикета среди которых были члены Революционной Рабочей партии (РРП), Комитета за Рабочий Интернационал (КРИ), Института "Коллективное Действие" (ИКД) и других организаций, пикетировали офис крупнейшей нефтяной компании с плакатами "Славнефть - к ответу!", "Достойную зарплату за тяжелый труд!", "Требуем соблюдения прав профсоюзов!".

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM представители РРП, в этот же день состоялся аналогичный пикет в Санкт-Петербурге. 9 марта состоялась несанкционированная акция рабочих в городе Мегионе Тюменской области. Около 70 человек собрались на главной площади Мегиона напротив здания администрации города. Несмотря на противодействие со стороны администрации и мороз, пикет продолжался около 2,5 часов.

По данным РРП, трудовой конфликт в ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" (дочернее предприятие НГК "Слафнефть", ныне принадлежащей "Газпрому") начался еще в 2004 году. Все это время работники предприятия добиваются повышения заработной платы и заключения коллективного договора с учетом мнения работников. Попытки профорганизации договориться с работодателем результатов не возымели, констатируют в РРП. Руководство "Славнефть-Мегионнефтегаза" отказывается признавать право профсоюза на участие в разработке договора, ссылаясь на то, что профорганизация якобы не зарегистрирована. При этом председатель профкома (профсоюз "Нефтегазстрой") Петр Лещик предоставил все документы 3 года назад. Городские власти Мегиона, по данным РРП, занимают сторону работодателя.

Причины протеста рабочих - прежде всего, тяжелые условия труд и несоблюдение техники безопасности со стороны работодателя. В частности, зачастую приходится выполнять работы. Не входящие в круг обязанностей, причем работы вредные и тяжелые: например, грузчики вынуждены не только разгружать вагоны, но и чистить их от вредных химических веществ, что ужде повлекло за собой несколько случаев инвалидности. Среди водителей ежемесячно несколько человек умирает прямо на работе от сердечных приступов или инсультов - в основном, из-за системетических переработок: водители находятся за рулем по 14 часов в сутки.

В январе в тайге замерз автобус с вахтовиками-нефтяниками (около 50 человек). Вместо положенного топлива "Арктика" автобусы заправляют обычной соляркой, которая замерзает при -40°С, а в Мегионе было -50. Автобус с замерзшим топливом встал посреди тайги. В конце февраля на одном из месторождений перевернулась вышка, что вызвало блокировку электроснабжения на большинстве месторождений. Работа остановилась на неделю. Причиной аварии стало несоблюдения работодателем штатного расписания: вместо положенных 5 человек бригада, работавшая на месторождении, состояла из 2; кроме того, люди работали вторую смену подряд, что привело к повышенному утомлению и, как следствие, к потере контроля над ситуацией. Таким образом, подчеркивают в РРП, налицо грубое нарушение работодателем правил эксплуатации объекта и норм охраны труда.

Рабочие также недовольны зарплатой: при прибыли около 8 млрд рублей за полугодие, фонд оплату труда на "Мегионнефтегазе" составляет 1,5 млрд рублей. Зарплаты руководства составляют 300-800 тыс рублей в месяц; рабочих - около 20-22 тыс рублей в месяц (вместе с подоходным и северными надбавками). 50% зарплаты составляет премия. При этом "Мегионнефтегаз" - предприятие с высокой производственной эффективностью. Себестоимость нефти составляет 3 долларов за баррель, при современных закупочных ценах на нефть около 40 долларов за баррель.

При этом работодатель противодействует выражению протеста со стороны рабочих, отмечают в РРП: в частности, зафиксированы случаи, когда активистам угрожали, требовали от них выхода из профсоюза под угрозой "создания проблем" вплоть до увольнения. Тех, кто остался в профсоюзе, депремировали, штрафовали. Последняя акция рабочих, 9 марта, также прошла при сильном сопротивлении. В РРП отмечают недопустимость подобного положения и намереваются отстаивать интересы рабочих не только в самом Мегионе, но и на федеральном уровне.