Ключевой принцип миротворческой операции - нейтральность тех стран, которые участвуют в составе миротворческих сил, и участие мирового сообщества в миротворческом процессе является главной гарантией того, что он будет использован, считает госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. "Мы постоянно слышим от российских политиков разного уровня, что миротворцы будут защищать интересы российских граждан на территории Южной Осетии. Стоп. Это не миротворческая операция, и согласиться с тем, что российские войска под видом миротворцев защищали интересы собственного населения? Этого не будет", - заявил он 17 февраля на пресс-конференции в Москве, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Грузинский политик подчеркнул, что формат Смешанной контрольной комиссии (СКК) и миротворческой операции в регионе нуждаются в изменении, поскольку не удовлетворяют грузинскую власть. Грузино-осетинский конфликт Хаиндрава назвал политическим, и отметил, что в Южной Осетии не существует опасности военных столкновений. "Грузинская сторона готова и предлагает передать функции миротворцев полицейским силам. Еще в 96 г. московский меморандум установил, а позже это подтвердила Смешанная контрольная комиссия, что миротворцы должны начать передавать функции специально созданному органу, в Смешанный контрольный центр (СКЦ). Мы считаем, что милитаристский элемент из этого надо убрать. В Цхинвальском регионе и Грузии достаточно полицейских сил. Там главная проблема криминогенная, там нет военных столкновений, и такой опасности вообще нет. Единственная сторона, которая говорит о войне, это Россия. Это чисто политический конфликт, а не этнический. Мы считаем, что миротворческая операция не использует свой мандат, и не только считаем, но можем доказать по пунктам", - сказал он.

По его словам, Южная Осетия превратилась в военизированный анклав Грузии, в котором были проведены 18 военных операций с участием российских генералов. "Ни одно государство этого не потерпит", - заметил он. Он подчеркнул, что в России и Цхинвали основной акцент делают на милитаристском элементе миротворческой операции, в Грузии - на экономической реабилитации региона. Он отчитался о потраченных на эти цели 6 млн евро, полученных от стран Евросоюза. На следующей конференции стран - доноров в Брюсселе, сообщил он, будут выделены еще порядка 10 млн евро.

Госминистр Грузии посетовал на то, что российские коллеги не внимательно изучают те документы, которые сами подписывают. "В подтверждение этому вчерашнее заявление господина Лаврова, который сказал, что миротворцы в Цхинвальском регионе находятся под мандатом СНГ. Я думаю, что комментарии излишни. Под мандатом СНГ идет миротворческая операция в Абхазии, а в цхинвальском регионе миротворческая операция идет на основе двусторонних соглашений российско-грузинских, и министр иностранных дел должен знать это, когда делает официальное заявление, тем более касающееся действий другой стороны, обвиняя нас в неконструктивности и в незнании чего-то. Я еще раз повторяю, что миротворческая операция в Цхинвальском регионе не идет под эгидой СНГ", - сказал он. Хаиндрава также отметил, что если бы к постановлению грузинского парламента от 10 октября "О ходе миротворческих операций и ситуации в конфликтных зонах в Грузии" отнеслись так серьезно в момент принятия, и различные встречи, консультации начались не в середине февраля, а в октябре прошлого года, то "ситуация была бы абсолютно другой". "Уже стало обиходом, что подписывается все, но ничего не исполняется. Если бы видели какие соглашения, протоколы подписывает и Россия (как гарант исполнения этих соглашений), и коллеги из Цхинвали и Владикавказа, то мы бы давно уже этот конфликт решили", - заявил Хаиндрава.