Российское правительство в итоге добьется рыночных цен на газ для всех своих внешних потребителей, разговор о Белоруссии и других геополитических союзниках является особым. Возможно, Газпром также примет в качестве оплаты интересные ему активы. В конце концов, это лишь вопрос политической воли. В результате на пространстве бывшего СССР возникнет абсолютно новая система межгосударственных и межкорпоративных отношений. Основным риском для России остается резкое падение цен на нефть и соответственно на газ. Об этом говорится в аналитическом обзоре, Александра Разуваева, опубликованном на сайте Финам специально для ИА REGNUM.

Ситуация вокруг газового конфликта с Украиной продолжает оставаться сложной, и видимо противостояние закончится не скоро. За 90-е годы бывшие советские республики привыкли к положению, когда независимость от России не означала оплату энергоносителей по рыночным ценам. Фактически была сохранена порочная советская практика, когда РФ дотировала другие республики СССР. Следует также отметить, что решение российских властей по переходу на рыночные цены на газ для бывших советских республик совпало с очень высокими ценами на энергоносители на мировых рынках.

Доходы Газпрома - это налоги российского бюджета, дивиденды акционеров и капитализация компании. Как я неоднократно отмечал, защита интересов национального бизнеса является первостепенной задачей любого национального правительства. Говоря простым языком - что хорошо для Газпрома, Роснефти или Северстали - то хорошо для России.

Следует также учитывать, что Украина отказалась от поэтапного повышения цен на газ, а новые власти республики проводят откровенно антироссийскую линию, забывая, что со времен Бориса Ельцина многое изменилось. Российское руководство проводит жесткую линию по отстаиванию национальных интересов. Кремль никогда ничего не забывает и умеет ждать, помня древнюю мудрость о том, что атака имеет смысл только в том случае, если есть полная уверенность в победе. При этом судьба всегда даст шанс, надо только иметь выдержку.

Особо следует подчеркнуть, роль некоторых российских "экспертов", прежде всего левого толка, высказывающих свою точку зрения по вопросам газового конфликта. С их точки зрения любые действия нашего президента по отстаиванию интересов России являются слабыми и ошибочными. Высказывания данных товарищей очень похожи на пораженческую позицию большевиков во время Первой Мировой Войны или заявления правозащитников во время последних боевых действий на Северном Кавказе. Остается открытым вопрос, кто финансирует высказывания данных экспертов, т.к. в их независимость поверить достаточно сложно.

С геополитической точки зрения переход на новое ценообразование в газовой сфере является логическим завершением распада СССР. Естественно от этого события Россия должна была получить не только минусы, но и плюсы. Владимир Путин проводит политику, которая направлена на решение внутренних проблем, прежде всего в экономике, справедливо полагая, что без внутренней силы внешняя экспансия невозможна.

За последние 100 лет Россия вынесла слишком много испытаний, и стране просто необходимо передышка для концентрации сил против внутренних и внешних угроз - от адекватного ответа на вызовы глобальной экономики до борьбы с исламскими террористами. В последнем случае нам остается только благодарить судьбу, что пока основной удар исламистов на себя принимают США и Израиль. Однако, ситуация может очень быстро измениться.

Думаю, российское правительство в итоге добьется рыночных цен на газ для всех своих внешних потребителей, разговор о Белоруссии и других геополитических союзниках является особым. Возможно, Газпром также примет в качестве оплаты интересные ему активы. В конце концов, это лишь вопрос политической воли. В результате на пространстве бывшего СССР возникнет абсолютно новая система межгосударственных и межкорпоративных отношений. Основным риском для России остается резкое падение цен на нефть и соответственно на газ. Однако, на мой взгляд, данный сценарий в обозримом будущем маловероятен.