6 декабря в Госдуме прошло обсуждение законопроекта, касающегося работы некоммерческих организаций в России, принятого в первом чтении. Как отмечает корреспондент ИА REGNUM, это первое обсуждение поправок в законы об общественных объединениях и некоммерческих организациях, состоявшееся с участием представителей иностранных фондов, членов Общественной палаты и главы Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Эллы Памфиловой.

"Владимир Путин объявил о необходимости контроля за потоками финансов, поступающих из-за рубежа. Вы за или против?", - прямо обратился к присутствующим общественникам председатель комитета по общественным объединениям и религиозным организациям Сергей Попов. "Мы понимаем озабоченность российской власти, но хотим сохранить статус кво для представительств иностранных НКО", - сказала представитель Американской торговой палаты Татьяна Рагузина. Она уточнила, что организация не против представлять полный финансовый отчет, но против того, чтобы проходить обязательную регистрацию и становиться юридическим лицом. В таком случае, отметил Сергей Попов (и это один из главных тезисов депутатов, поддерживающих законопроект), общественная организация не будет обладать всеми теми правами, обязанностями и ответственностью, как если бы она имела юридический статус.

Представитель немецкого фонда в России, занимающегося "гражданским образованием взрослого населения" доктор Фальк Больдсдорк, рассказал, что его организация получает финансирование из бюджета министерства экономической взаимопомощи, то есть из государственного бюджета. "Но это средства немецких налогоплательщиков, которые будут повторно облагаться в России. Немецкое правительство этого не допустит. Если в трамвае едет заяц, то нужно трамвай закрывать? Нет, надо отслеживать и наказывать зайцев", - сказал он. По мнению Йенса Зигерта из фонда им. Генриха Белля самым крупным недостатком закона, после чего многим иностранным организациям придется закрыться, является требование для иностранцев, создающих НКО, прожить в России не менее 1 года. Депутат Андрей Макаров (фракция "Единая Россия")спросил их, согласны ли они на особый порядок регистрации с перечнем документов, прямо перечисленном в законе и с контролем за финансовым потоком. "Вы готовы контролировать использование тех грантов, которые вы выдаете?", - задал вопрос депутат иностранным представительствам, и получил утвердительный, хотя и не очень уверенный ответ.

Элла Памфилова поставила 4 вопроса, которые, по ее словам, представляются общественникам в России и за границей наиболее спорными. Во-первых, обоснованность создания новой службы в составе Росрегистрации для работы с НКО. Она предположила, что проще было бы усилить функции налоговых служб. Андрей Макаров согласился, что вопрос этот обсуждаемый. Но, добавил он, налоговые службы не способны так же контролировать, как регистрирующие. Во-вторых, продолжила Памфилова, количество организаций, которым придется проходить перерегистрацию. По мнению Макарова, это будут всего несколько тысяч из тех 400 - 700 тыс. общественных объединений, которые есть в России. Сергей Попов уточнил, что перерегистрироваться будут только те "организации, где есть иностранцы". В-третьих, "характер уведомлений, предоставляемых организациями в Минюст - обязательный или добровольный?", - спросила она. "Если не известили, нет ответственности. Общественные организации без статуса юридического лица имеют смехотворные права, кажется 4. Но вопрос есть, и это предмет обсуждения второго чтения", - ответил Андрей Макаров. В-четвертых, Элла Памфилова попросила привести хотя бы один дополнительный рычаг, который позволит справиться с тоталитарными сектами и радикальными исламистскими организациями. Сергей Попов заявил, что надо обязать "общественные некоммерческие организации как физических лиц подавать декларации об использовании целевых средств". Ему возразили, что такое обязательство на общественных организациях уже лежит.

"Нет удовлетворения", - прокомментировала Памфилова итоги дискуссии. "Поймать "Братьев мусульман" не удастся: нет дополнительных правовых норм по противодействию экстремистской террористической деятельности организаций. Вмешательство в частную жизнь - перегиб. Если частный фонд отдает средства в частные руки - это вмешательство может быть неконституционно. Убирают от контроля те организации, где есть государственное участие. Хотя их надо проверять больше, поскольку там задействованы бюджетные средства", - заключила она.

В пятницу, 2 декабря в Госдуму поступили поправки от членов Общественной палаты для совершенствования законопроекта ко второму чтению, которое намечено на 16 декабря. Как заявил корреспонденту ИА REGNUM член ОП Анатолий Кучерена, после обсуждения с депутатами у него появилось понимание того, что все их замечания будут учтены.