27 ноября в Армении состоится всенародный референдум по внесению изменений в Конституцию. На бюллетене для голосования формулируется следующий вопрос: "Одобряете ли вы проект поправок в Конституцию Армении" - и предлагается два варианта ответов - "Да" и "Нет". Это вторая попытка реформировать Основной закон Армении. В 2003 году предложенный президентом пакет поправок не получил всенародного одобрения и референдум был провален. Наблюдатели склонны считать, что причиной провала послужило параллельное с референдумом проведение парламентских выборов и недостаточная агитационная работа властей страны.

Реформирование Конституции является одним из обязательств, взятых Арменией при вступлении в Совет Европы. Предлагаемый на референдум проект подготовлен партиями коалиции власти (Республиканская партия, АРФ "Дашнакцутюн" и партия "Оринац еркир"). Документ после некоторой доработки получил одобрение Венецианской комиссии Совета Европы, которая на всем протяжении процесса выполняла главную экспертную функцию. В итоговом заключении Венецианской комиссии отмечается, что "пересмотренный проект конституционных изменений, по сравнению с проектами, представленными ранее, является неоспоримой реформой". Эксперты при этом подчеркивают, что "процесс реформирования Конституции является зеркалом политической зрелости Армении". "Не только политическое большинство, но и оппозиция должны доказать свое умение идти на конструктивные компромиссы. Хорошая Конституция - главный шаг на пути к демократии", - говорится в оценке Венецианской комиссии.

Каркасом армянской Конституции реформированного образца станет четкое разграничение полномочий, создание механизмов сдерживания и противовесов между ветвями власти. Действующая Конституция Армении наделяет президента страны практически неограниченными полномочиями, в том числе правом роспуска парламента и отзыва премьер-министра, а также полным контролем над судебной системой. Если сегодня политическая система Армении построена в виде крутой президентской пирамиды с подконтрольной судебной системой, то в результате конституционной реформы, Армения станет классической полупрезидентской республикой. В этой связи следует отметить, что данное обстоятельство радует не всех граждан страны. В условиях тлеющего нагорно-карабахского конфликта, крайне натянутых отношений с соседней Турцией, многочисленными региональными политическими вызовами, отказ от сильного президентского института, контролирующего довольно мощный силовой блок, может возыметь и негативный эффект. Во всяком случае, рост полномочий Национального Собрания особым благом народ Армении не будет считать до тех пор, пока не заметит качественного изменения законодательного органа в целом. В настоящий же период армянский парламентаризм переживает не самые лучшие годы - годы проникновения и диктата большого бизнеса, формирования фракций и групп в основном по интересам, далеким от политики и государственного строительства.

Тем не менее, власть идет на перераспределение полномочий, а значит и сфер влияния. Делает она это под мощный одобрительный аккомпанемент западных стран и организаций. Особую активность в этом процессе проявляют США, Великобритания и такие организации как ОБСЕ и Совет Европы. Делают они это, что называется из "демократических устремлений". И предупреждают попутно о недопустимости фальсификации столь важного события только из "благих" побуждений. Посол США Джон Эванс зашел дальше всех, он даже попытался спрогнозировать сценарий, ожидающий Армению в случае фальсификации референдума. По его мнению, в этом случае "народ выйдет на улицу и уже там будет принимать политические решения". Попутно, американское посольство в Ереване остерегло своих граждан от участия в акциях оппозиции в Ереване. "Масштабы и настроения митингов непредсказуемы, поэтому посольство США в Армении призывает граждан США избегать места проведения митингов. Даже мирные митинги могут превратиться в противостояние и привести к насилию", - говорится в предупреждении. В свою очередь армянская оппозиция, составленная сплошь и рядом из партий либерально-демократической направленности, демонстрирует поистине чудеса политической сноровки. Она бойкотирует реформы и предвещает именно то, чего так "боится" глава американской дипломатической миссии - массовые фальсификации.

За два дня до референдума оппозиция использует свой последний козырь - доселе пассивного в уличной борьбе, но активного в подполье, пока не скомпрометировавшего себя перед массами экс-первого министра иностранных дел Раффи Ованнисяна. Последний в одночасье создает партию "Наследие" и призывает народ на бессрочную акцию протеста. На зов Ованнисяна откликается не только его электорат, но и оппозиционное поле за исключением непредсказуемого тактика и предсказуемого стратега - Арташеса Гегамяна с его партией "Национальное единение". Противники реформирования Конституции на коалиционный лад приходят на митинг во всеоружии - палатки, теплая одежда, еда, горячие напитки и, даже, оранжевые шарфы и галстуки. По сути, все для революции готово, но вот с непосредственной протестной силой - народом, вышла накладка. К концу первого дня акции на площади "Свободы" можно было насчитать не более двух сотен "революционеров". Второй день также не оправдал надежд - собралось 500 человек, среди которых пара сотен ротозеев.

На фоне поствыборной политической нестабильности в соседнем Азербайджане и жестких репрессий президента этой страны Ильхама Алиева, политический штиль в Армении не вписывается в политику США. Американо-европейская политика на Южном Кавказе не терпит дисбаланса, не терпит явных лидеров и объективных аутсайдеров. Политика региональной интеграции внутри Южного Кавказа, а затем интеграция всего Южного Кавказа в Евроатлантическое пространство предусматривает равномерное развитие трех республик региона, не сильно отличающиеся оценки по выборным процессам в них, а также равномерное предоставление им финансовой и гуманитарной помощи. В случае с Грузией данный принцип нарушается, и то негласно, исключительно в плане военной помощи, и связано это с фактором России. В случае же с Арменией и Азербайджаном Запад держит полный, а главное искусственный паритет. Причем делать это ему чем дальше, тем сложнее. Подтверждением тому может служить пересмотр всей идеологии программы ЕС "Расширенная Европа: новые соседи". Отныне, каждая страна Южного Кавказа будет представлена в ней в индивидуальном порядке. Другое дело, что сама суть программы пока не до конца понятна.

Итак, 27 ноября 2005 года Армения во второй раз попытается получить, по сути, новую Конституцию. Удастся ей это сделать или нет - выяснится уже в самое ближайшее время. Сегодня же ясно одно - очередной провал оппозиции, на самом деле, провалом не является. Ее цель на данном этапе состоит в том, чтобы добавить пресловутую ложку дегтя в бочку меда. Именно настолько она профинансирована Западом, в повестке которого революция в Армении, впрочем, как и в Азербайджане, не значится. С другой стороны Западом достигается эффект присутствия, демонстрируется способность увеличить обороты в нужное время. А время это для Армении не за горами. Через год республику ожидают парламентские, а затем и президентские выборы.