Во Владимире 23 ноября впервые выступил известный российский поэт Игорь Губерман, ныне проживающий в Израиле, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в концертном зале имени Сергея Танеева. Игорь Губерман в ходе 2-часовой встречи читал знаменитые "гарики", делился воспоминаниями, рассказывал байки, отвечал на записки зрителей, давал автографы. В ходе выступления Губерман заметил, что его "гарики" 80-х годов прошлого века точно отражают ситуацию в стране, поскольку в России "похолодало - в смысле вранья и лакировки в газетах, телевизионной пустоты, новых страхов, которые напали абсолютно на всех, когда о многих вещах говорят полушепотом".

Справка ИА REGNUM

Игорь Миронович Губерман (псевдонимы И.Миронов, Абрам Хайям ) родился 7 июля в Москве. Отец - экономист. Мать закончила консерваторию, но профессиональным музыкантом не стала. Среди недалеких предков - Петр (Пинхас) Рутенберг - эсер-боевик, организатор убийства священника Гапона. После окончания средней школы Губерман поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). В 1958 году получил диплом инженера-электрика и многие годы работал по специальности.

Вскоре после окончания института познакомился с Александром Гинзбургом - редактором-составителем одного из первых "самиздатских" журналов - "Синтаксис". Весь третий номер журнала - стихи ленинградских поэтов, в том числе и почти тогда неизвестного Иосифа Бродского - был сделан по материалам, привезенным Губерманом из служебной командировки в северную столицу. Он же написал и предисловие к не вышедшему из-за ареста Гинзбурга четвертому номеру, где много говорилось о молодом талантливом художнике Игоре Шибачеве. В это же время Игорь Губерман знакомится с группой "лианозовцев" - Оскаром Рабиным, Львом Крапивницким и людьми, близкими к этому кругу: философом Григорием Померанцем, литературоведом Леонидом Пинским. Губерман становится героем фельетона "Помойка 8" ("Московский комсомолец", 29 сентября 1960 года) - "+инженер Игорь Губерман, известный тем, что он был одним из вдохновителей и организаторов грязных рукописных листков "Синтаксиса". Сей "деятель", дутый, как пустой бочонок, надменный и самовлюбленный, не умеющий толком связать и двух слов, все еще питает надежду на признание".

Какое-то время Игорь Губерман успешно сочетал работу инженера с литературной деятельностью. Писал научно-популярные и документальные книги ("Чудеса и трагедии черного ящика - о работе мозга и современной психиатрии", "Бехтерев. Страницы жизни", а также сценарии для документального кино. Одна из книг начиналась стихотворением Иосифа Бродского (разумеется, без указания фамилии), находившегося тогда в ссылке. В "самиздате" начинают распространяться стихотворные миниатюры Губермана, позднее получившие название "гарики". (Гарик - домашнее имя Игоря Мироновича). В 1970-е годы Губерман - активный сотрудник и автор самиздатского журнала "Евреи в СССР". Люди, делавшие этот журнал (их называли "культурники", видели свою задачу в распространении среди евреев знаний религии, истории и языка своего народа, вопрос же об эмиграции считали личным делом каждого.

В 1978 году в Израиле были собраны ходившие по рукам "гарики" и изданы отдельной книгой. В 1979 году Игорь Губерман был арестован и приговорен к 5 годам лишения свободы, хотя журнал "Евреи в СССР" перестал выходить еще в 1978 году. В лагере Игорь Губерман вел дневник, из которого потом, в ссылке родилась книга "Прогулки вокруг барака". Он вернулся из Сибири в 1984 году. Прописаться не удавалось не только в Москве, но и в маленьких городках, удаленных от столицы более чем на 100 км. Пока, наконец, поэт Давид Самойлов не прописал его в своем доме в Пярну. Работы почти нигде не давали. Единственным исключением стала Ленинградская студия документальных фильмов. В 1987 году Губермана пригласили в ОВИР и сообщили, что считают целесообразным его выезд с семьей в Израиль.

С 1988 году русский писательИгорь Губерман, "еврей славянского разлива" живет в Иерусалиме. В Израиле написан роман "Штрихи к портрету". Его главный герой журналист Илья Рубин собирает материал для книги о Николае Александровиче Бруни - осколке "серебряного века", человеке одаренном, расстрелянном в 1938 году в одном из сибирских лагерей. Общаясь с его современниками, в большинстве своем также прошедшими через лагеря и ссылки, Рубин (то бишь Губерман) создает широкое историческое полотно от начала 20 века до середины 1970-х, когда под колеса карательной машины попадает уже сам Рубин. В 1996 году в Иерусалиме вышли мемуары Губермана "Пожилые записки". Тема продолжена в "Книге странствий" (Иерусалим, 2001).

По рейтингу продаж поэтических книг в магазинах Москвы за 2003 год Игорь Губерман занимал второе место.