Представители российских и международных неправительственных организаций, работающих на территории России, при значительном стечении прессы, в том числе иностранной, провели 22 ноября в Москве две пресс-конференции, на которых выразили резкий протест против возможного принятия Госдумой подготовленного группой депутатов проекта Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Напомним, что рассмотрение законопроекта в первом чтении намечено на сегодня, 23 ноября.

В связи с этим представители российских отделений международных правозащитных организаций "Международная Амнистия" и "Хьюман Райтс Вотч" выразили свою озабоченность происходящим и обратили внимание на то, что одним из последствий данного закона может стать уход иностранных организаций, включая крупные благотворительные фонды из России, так как не все они смогут выполнить его требования и преобразоваться в российские организации, основанные на личном членстве. "Законопроект фактически закрывает филиалы и представительства иностранных общественных организаций, - отметил заместитель директора московского представительства "Хьюман Райтс Вотч" Александр Петров. - Этот запрет выглядит достаточно одиозно. даже президент Каримов (Ислам Каримов, президент Узбекистана - прим. ИА REGNUM ) не додумался до того, чтобы изменить закон таким образом". По его мнению, причиной появления подобной законодательной инициативы является стремление выстроить "очередную вертикаль - вертикаль общественной жизни". Однако гораздо важнее было бы государству обратить внимание на рост националистических и фашистских группировок в стране, заметил он.

Все действующие в России иностранные НПО являются системной частью общества, они работают в рамках правового поля, регистрируются и подвергаются проверкам, подчеркнул Александр Петров. "Нынешней бюрократии вполне достаточно для того, чтобы осуществлять контроль над неправительственными организациями. Эта система существует и она работает - от налоговой инспекции до ФСБ", - сказал он.

Исполнительный директор Правозащитного Центра "Мемориал" Татьяна Касаткина, со своей стороны, обратила внимание на то, что законопроект ставит жесткие ограничения и фактически выдавливает из России такие гуманитарные организации как Датский совет по беженцам и вынужденным переселенцам. Именно эта организация, а не государство фактически спасала от голода и холода тысячи беженцев в Чечне и Ингушетии, подчеркнула она.

"Мы не против проверок, существуют же плановые проверки", - подчеркнула Татьяна Касаткина. Однако, по ее словам, внеплановые проверки, к тому же продолжающиеся длительное время, способны совершенно дезорганизовать работу организации, особенно небольшой.

Принявший участие в пресс-конференции эксперт Независимого экспертно-правового совета Игорь Пастухов указал на ряд конкретных положений законопроекта, дискриминирующих НКО по сравнению с коммерческими организациями, а также нарушающих право на свободу собраний, свободу слова и др., гарантированные Конституцией РФ. Чрезмерное усиление государственного контроля над некоммерческими неправительственными организациями, по его словам, является просто абсурдным, так как представляет собой вмешательство в сферу, в принципе независимую от государства. "Если, например, общество пчеловодов передаст деньги на строительство дороги, оно тем самым выйдет за пределы своей уставной деятельности и подаст повод к ликвидации", - пояснил он. Поддержавший его эксперт Института прав человека Лев Левинсон в связи с этим заметил, что передача Минюсту России функции контроля за деятельностиью НКО приведет к неоправданному раздуванию еще одной силовой структуры. "Зачем создавать еще один контрольные органы с такими обширными и произвольными полномочиями? Нам коррупции что ли не хватает?", - поддержал его член Общеcтвенной палаты РФ, президент Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании" Олег Зыков.

Логическим продолжением наступления на права гражданского общества, ведущегося уже несколько лет, назвал происходящее президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе. Он особенно обратил внимание на то, что в случае принятия законопроект вступит в силу с 1 января 2006 года - одновременно с началом председательства России в Большой восьмерке ведущих демократических держав мира.

"Мне кажется, что авторы закона очень сильно подводят лидера государства и правящую партию. Очень трудно будет после его принятия говорить о том что у нас существует какая-то своя демократия, с российским лицом" - поддержала его профессор Университета Высшая школа экономики политолог Нина Беляева.

"Власть воспринимает любые попытки независимой деятельности как угрозу. Развитое, независимое гражданское общество не укладывается в парадигму нынешней власти - отсюда "оранжевая" паранойя в отношении неправительственных организаций", - заметил Юрий Джибладзе. По его словам, согласно данным государственной регистрации, сейчас в России около 400 тыс. неправительственных некоммерческих организаций, причем правозащитные организации составляют около 2% из них а 80% это организации социальной направленности - ветеранские, женские, направленные на защиту прав детей, поддержку больных и т.п. Тысячи, а, возможно и десятки тысяч из них не смогут выжить в условиях, которые для них предполагается создать.

"Этот законопроект коснется интересов всего общества. Речь идет о миллионах людей, которые получают помощь, поддержку, развитие от некоммерческих неправительственных организаций", - подчеркнул он. Законопроект также фактически запрещает деятельность неформальных групп без юридического лица, которые в настоящее время могут не регистрироваться. Это, отметил Джибладзе, ударит по многочисленным группам по интересам вроде почитателей творчества Джона Толкиена, любителей домашних животных, коллекционеров, самодеятельных туристов и т.п.

"Эта ситуация самая тяжелая для гражданского общества за 15 лет его существования в России - отметил Юрий Джибладзе. - Есть прямое противоречие между провозглашенным приоритетом на развитие гражданского общества и реальными действиями по удушению гражданских организаций". В то же время он выразил уверенность, что даже при ужесточении правового режима существования гражданских организаций в России, власти не удастся полностью подчинить их. "Мы уверены в том, что нам гораздо тяжелее будет жить, - сказал он. - Но за эти годы наши организации стали высокопрофессиональными гражданскими структурами, которые во многих отношениях опережают структуры-муляжи. Нас это не пугает. Мы готовы работать в этой ситуации". Кроме того, Юрий Джибладзе проинформировал журналистов позиции, занятой в этом вопросе государственными структурами, отвечающими за соблюдение прав человека, и, в частости, о том, что Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин в своем обращении к председателю Госдумы Борису Грызлову проинформировал последнего, что рассматривает данный законопроект как ущемляющий права граждан и намерен в случае принятия обращаться в Конституционный суд. Что касается самих российских неправительственных некоммерческих организаций, то в случае, если какая-либо из них пострадает в результате применения данного закона, последует обращение в Страсбург - в Европейский суд по правам человека, так как правозащитники считают, что данный закон нарушает, в частности, и международные обязательства России в области обеспечения соблюдения прав человека.