В связи с задержанием судна Архангельской базы тралового флота норвежскими властями, руководство базы обратилось к 34-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству и главе российской делегации Анатолию Макоедову, сообщает ИА REGNUM.

Текст обращения опубликован на страницах газеты "Рыбак Севера":

"Уважаемый Анатолий Николаевич!

C 24.10.05 г. судно ОАО "АТФ" РТМКС М-0041 "Капитан Горбачев" находится под арестом кораблей береговой охраны Норвегии в районе острова Медвежий.

Капитаном судна выполнены все требования нормативных документов по работе в островной рыбоохранной зоне о. Шпицберген, которые признаны Российской Федерацией.

Норвежской стороной предъявлены претензии в связи с неподачей уведомления о начале промысла и информации по выгрузке судна, иных нарушений не зафиксировано. Претензии предъявлены капитану судна на основании изменений в Правилах рыболовства в зоне о. Шпицберген, принятых в одностороннем порядке норвежской стороной 22.02.05 г., 30.03.05 г. и 05.04.05 г. и введенных в действие с 1 мая 2005 года. Данные документы доведены до сведения всех капитанов судов и судовладельцев отделом конвенционного рыболовства ФГУ "Мурманрыбвод" под грифом "Для сведения, но не для исполнения" ввиду того, что на дипломатическом уровне эти документы российской стороной не ратифицированы.

Исходя из этого, капитаны судов руководствуются "Сборником законодательных и нормативных актов в области рыболовства в водах Норвегии, Фарер и районе действия СВА", часть 3, стр.198 - 203, ст. 1, 2, 3, разъяснения и указания которых обязательны к исполнению всеми судовладельцами и капитанами российских судов. Капитан траулера Архангельского тралового флота оказался в двойственной ситуации. Если он подпишет акт, согласившись с претензиями норвежской стороны, то нарушит российское законодательство. Если он не подпишет данный документ, судно оставят под арестом, и флот понесет огромные убытки.

С июня российские рыболовные суда вели промысел и выгрузку сельди, путассу в островной зоне Шпицбергена, они неоднократно проверялись норвежскими инспекторами, но замечаний и претензий не было. Судно М-0041 "Капитан Горбачев" также в течение промысла 3 раза проверялось норвежской инспекцией, но ни разу не вставал вопрос о новых требованиях.

Претензии к российским судам появились перед началом работы 34-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству.

Считаем, что в данной ситуации Архангельский траловый флот и другие судовладельцы Северного бассейна стали заложниками неурегулированного на межгосударственном уровне вопроса о Правилах рыболовства в островной зоне Шпицбергена. Тем более возмутительны высказывания некоторых представителей дипломатических служб; в частности, пресс-атташе посольства России в Норвегии подтвердил факт нарушения Правил рыболовства российским судном, чем фактически признал законность предписаний, введенных норвежской стороной в одностороннем порядке. Эти действия наносят ущерб деловой репутации ОАО "АТФ".

Архангельский траловый флот - государственная компания. Как свидетельствуют результаты проверок рыбоохранных органов, суда флота не замечены в нарушениях Правил рыболовства, они не допускают фактов перелова рыбопродукции и браконьерства.

"Уважаемые члены российской делегации!

В сложившейся ситуации предаются интересы не отдельно взятого предприятия, а рыбной отрасли и России в целом.

Просим срочно поставить вопрос на 34-й сессии СРНК о снятии ареста и недопустимости выставления неправомерных штрафных санкций в отношении рыболовного судна ОАО "АТФ" М-0041 "Капитан Горбачев", а также других судов Северного бассейна (транспорт "Дмитрий Покрамович"). И до положительного для российской стороны решения вопроса приостановить работу сессии.

Требуем внести в решение 34-й сессии СРНК предложение урегулировать спорные вопросы ведения промысла в островной зоне Шпицбергена и на смешанном участке рыболовства на межгосударственном уровне. Оставляя нерешенной на дипломатическом уровне данную проблему, государство ставит российских рыбаков в условия, когда единственной возможностью избежать ареста и штрафных санкций является неподчинение требованиям норвежских властей (повторение истории с траулером "Электрон"). А рыбаки Северного бассейна хотят работать в условиях правового государства.

С уважением генеральный директор ОАО "АТФ" Юрий Никулин, председатель совета капитанов Виктор Лощевский".