По результатам переговоров между делегацией Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая и правительством Республики Алтай достигнута договоренность об обращении в уполномоченные органы своих государств о рассмотрении вопроса строительства транспортного коридора между Республикой Алтай Российской Федерации и СУАР КНР. Помимо этого стороны высказали намерение установления прямого авиационного сообщения между Горно-Алтайском и городом Урумчи. Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM 14 июля со ссылкой на пресс-службу правительства Республики Алтай.

Как уже сообщало ИА REGNUM, делегация Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая прибыла в Горно-Алтайск 12 июля. Руководил китайской делегацией заместитель секретаря парткома Коммунистической партии Китая в СУАР Асхат Керимбай. В ходе переговоров, как отмечает пресс-служба правительства республики, обсуждались вопросы установления и развития долговременных и всесторонних торгово-экономических, научно-технических и культурных связей; обеспечения взаимных поставок продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и продовольствия с учетом складывающихся объемов производства и на основе существующих прямых связей между предприятиями, организациями и учреждениями сторон. Стороны также выразили намерение сотрудничать в сфере туризма, в частности в создании особой экономической зоны рекреационно-туристического типа. Правда, это будет возможно лишь после принятия закона Российской Федерации, регулирующего отношения в данной сфере.

В правительственном пресс-релизе нет ясности насчет того, о каком именно "транспортном коридоре между Республикой Алтай Российской Федерации и СУАР КНР" идет речь. В настоящее время более-менее функционирует так называемая "дорога тысячелетия", проходящая по территории Монголии. Для того, чтобы попасть из Республики Алтай в Суньцзян-Уйгурский район, необходимо преодолеть около 300 километров по Монголии. Существует проект строительства прямого транспортного коридора из России в Китай по территории Горного Алтая, который граничит на юге с СУАР. Протяженность российско-китайской границы здесь составляет 54 км.

Предполагается, что дорога пройдет через плато Укок и пересечет границу на перевале Канас. Однако эта идея неоднозначно воспринимается местным населением. Во-первых, противники строительства дороги ссылаются на то, что плато Укок входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и объявлено так называемой "зоной покоя". Во-вторых, на плато располагается большое количество археологических памятников, и именно здесь археолог Наталья Полосьмак обнаружила мумию "алтайской принцессы". Многие алтайцы считают плато святым местом, и даже землетрясения осени 2003 года связывают с тем, что люди потревожили "дух принцессы Кадын", выкопав ее из земли и выставив на всеобщее обозрении в Институте истории и археологии СО РАН. Буквально 8 июля этого года глава республики Михаил Лапшин на сессии Госсобрания заявил, что властями республики проект строительства дороги на Китай через плато Укок "отбивается".

В то же время, как сообщил корреспонденту ИА REGNUM на условиях анонимности один из участников переговоров с делегацией СУАР, китайская сторона очень настаивает на строительстве дороги именно в этом месте. "Видимо, недавно центральные власти Китая приняли принципиальное решение по этому вопросу. Раньше такой активности в лоббировании этого проекта китайская сторона не проявляла, более того, в основном вопрос изучался российской стороной, а Китай предпочитал отмалчиваться. Сейчас ситуация резко изменилась". Источник ИА REGNUM связывает это с тем, что программа развития северо-западных областей Китая, в том числе Синьцзян-Уйгурского автономного округа, предусматривает реализацию этого проекта.

К тому же, считает источник ИА REGNUM, нужно принимать в расчет недавний визит в Россию китайского лидера Ху Цзиньтао, который большое внимание в ходе поездке уделил именно Сибири. По его словам, "для реализации программы развития северо-запада КНР необходимы хорошие коммуникации с Сибирью. Так что вопрос со строительством дороги через Укок в Китае уже решен. В настоящее время требуется политическая воля федерального центра, Москвы, и строительству уже ничего не помешает".