Искусствовед Елена Косило: "Ивановские монастыри закрыты для туристов"
Ивановская область, 15 июня, 2005, 13:52 — ИА Регнум. В 2005 году отдел развития туризма администрации Ивановской области планирует потратить около 1 миллиона рублей по программе "Развитие туризма в Ивановской области на 2003-2010 годы". Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в администрации Ивановской области, принята целевая программа "Развитие туризма в Ивановской области на 2003-2010 годы" была в конце 2002 года. Основными целями и задачами программы, в частности, являются: становление индустрии туризма в качестве доходной отрасли экономики Ивановской области; удовлетворение спроса потребителей на туристско-рекреационные услуги; сохранение и возрождение культурно-исторического и природного наследия области; развитие инфраструктуры туризма, создание сбалансированного рынка туристских услуг на всей территории области на основе развития въездного и внутреннего туризма.
О своих впечатлениях от недавнего путешествия по достопримечательным местам Ивановской области ИА REGNUM рассказала искусствовед, преподаватель истории искусств отделения истории культуры московской гимназии №1514 Елена Косило.
В течение недели я объехала несколько городов и сел, знаменитых своими архитектурными памятниками и ансамблями. Как и повсюду в России, большая часть этих памятников составляют культовые здания - храмы и монастыри; многие из них сейчас возрождаются, в монастырях возобновлена монашеская жизнь. Конечно, это налагает определенные ограничения на людей, которые стремятся посетить памятники, но я никак не ожидала столкнуться с такими препонами.
Мы приехали в село Дунилово и хотели осмотреть находящийся там Успенский женский монастырь, однако нам это не удалось. За 300 - 400 метров до ограды монастыря установлен шлагбаум с охранником, за который нас не пропустили, объяснив, что это монастырь, а не приходской храм, и по сему поводу монастырь закрыт. Нам было сказано, что пройти можно только с экскурсией; посещение частными лицами возможно только с разрешения настоятельницы. На просьбу поговорить с настоятельницей дежурная монахиня ответила отказом, сказав, что та занята. В тот момент, когда монахиня отлучилась, мы попробовали подойти к охраннику, но вернувшаяся в этот момент монахиня в достаточно агрессивной и нервной форме выразила нам свое неудовольствие по поводу нашего захода за шлагбаум. Хотя мы за него не пошли.
Хочу отметить, что я и моя спутница были одеты вполне прилично, то есть так, как подобает одеваться, когда направляешься в действующий монастырь: юбка, на голове платок и т.д. Мы могли быть и паломницами, но все-таки вызвали раздражение. Поразила вывеска, несовместимая с духом, с самим понятием монастыря: "Территория охраняется злыми собаками". И этот шлагбаум, и двойная охрана...
ИА REGNUM Итак, попасть в монастырь вам не удалось. Но, может быть, туристам и незачем его видеть? Может быть там место только монахиням?
Ансамбль Успенского монастыря - неотъемлемая часть панорамы села Дунилово, которое когда-то славилось тем, что там было 12 храмов. Монастырь достаточно старый, как, впрочем, и само село. Это, безусловно, памятник архитектуры, там находится интересная церковь ХVIII века. Кроме того, монастыри всегда являются важным источником информации и по культуре и по истории тех мест, где они находятся, поэтому узнать что-то о других сохранившихся постройках села можно было только в монастыре. Но единственное, что нам было предложено, это купить у шлагбаума проспект...
Вообще, я бы не стала противопоставлять интерес к памятникам культуры и святыням. Одно не исключает другое. Вызывает удивление нарушение всех традиций православной церкви, которая испокон веку ставила своей целью привлечение людей в храмы, обращение в веру неверующих. Даже отшельники, которые уходили от мира, все равно всегда принимали людей, у которых была потребность в духовном общении. Здесь это полностью исключено. Во-первых, ты просто не попадаешь на территорию монастыря и не можешь хотя бы на время приобщиться к этой жизни, побыть, с точки зрения церкви, в идеальном мире, во-вторых, у тебя возникают отрицательные эмоции, когда ты чувствуешь, что тебя просто гонят оттуда, смотрят подозрительно, несмотря на то, что все правила соблюдены.
ИА REGNUM: А в других регионах вам доводилось сталкиваться с такими проблемами?
Нет. Я много езжу по России, была почти во всех знаменитых монастырях, но такого не было нигде. Я вспоминаю, например, посещение Александро-Свирского монастыря в Ленинградской области. Никаких препятствий для прохода на территорию нам не чинили, более того, послушник монастыря провел совершенно блестящую экскурсию по памятникам архитектуры и святыням. К сожалению, в Ивановской области проблемы были не только в Дунилово. Та же ситуация в Николо-Шартомском мужском монастыре. Единственная возможность посетить храм - во время службы. Вне службы на территорию проход был закрыт, и осмотреть архитектурный комплекс нельзя. Правда, нужно отметить, что там дежурный монах был более любезен, как-то по-человечески пытался объяснить ситуацию, найти выход.
Насколько мне известно, обычно территория монастырей разделяется на общедоступную и закрытую, где находятся кельи или размещается какое-то хозяйство. Она, безусловно, занимает меньшую часть монастыря, и к главным святыням доступ всегда свободен. При этом не перекрывается возможность общения с людьми, которые в этом монастыре живут. Не знаю, почему в данном случае это правило не действует.
Даже в Шуе нам не удалось толком осмотреть Воскресенский собор, который находится в центре города и является подворьем Николо-Шартомского монастыря. Зайти внутрь можно было только во время службы, но даже тогда двигаться разрешают только в одном направлении - исключительно по дорожке от входа в ограду к дверям храма. Обойти вокруг собора по прилегающей территории нам запретили. Я не говорю о естественном желании осмотреть интересное здание со всех сторон, но ведь у стен храмов нередко располагаются могилы местных подвижников, которым посетители могут захотеть поклониться.
ИА REGNUM: Из вашего рассказа напрашивается вывод о том, что в Ивановской области, выражаясь профессиональным языком, значительно сужены туристические возможности.
Скажем так - при посещении культовых объектов я ощутила определенные проблемы. Эту часть наследия области мне не удалось изучить так, как хотелось бы. По сути, ивановские монастыри закрыты для туристов. Постоянно звучало слово "экскурсия", а к самодеятельным туристам отношение было неприветливое. У меня сложилось впечатление, что так же относятся и к паломникам-одиночкам. Впрочем, сейчас туристический и паломнический интерес часто совмещаются. Паломники интересуются культурным наследием, а туристы как православные люди охотно поклоняются святыням, и это, по-моему, совершенно нормально.
В связи со всем этим у меня возникает вопрос - знает ли об этом церковное руководство?
ИА REGNUM: Вы имеете в виду руководство епархии?
Нет. Священноархимандритом Николо-Шартомского монастыря как раз и является епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский владыка Амвросий. Так что он в курсе. Меня интересует, знают ли об этом в Московской патриархии.
- Захарова назвала Зеленского неадекватным человеком, который опьянён властью
- Дудю* грозит уголовное дело за нарушение правил деятельности иноагента
- Белый дом выделит Киеву пакет вооружений на $1,25 миллиарда
- В Евросоюзе вступила в силу норма о едином разъёме USB-С для смартфонов
- В США число бездомных достигло рекордного уровня за всю историю наблюдений