Американо-израильский Центр Sratfor опубликовал серию стратегических прогнозов, посвященных политической ситуации и внешнеполитическим проблемам Азербайджана. Один из материалов посвящен азербайджано-иранским взаимоотношениям в контексте увеличения американского военно-политического влияния в Каспийском бассейне. ИА REGNUM публикует полный текст статьи.

Иран прилагает явные усилия для поддержания своего военного и политического присутствия в Каспийском регионе и, в частности, в Азербайджане. Усилия эти направлены не только на создание стратегического пространства в этом регионе, прежде чем Вашингтон не отхватит весь кусок, но и для отражения потенциального американского вторжения в Азербайджан. Это начало возможного соперничества за контроль в Каспийском регионе.

16 мая 2005 года в иранской прессе появилось сообщение о том, что между министром обороны Ирана Али Шамхани (Ali Shamkhani) и министром обороны Азербайджана Сафаром Абиевым (Safar Abiyev) был подписан пакт о ненападении. В документе стороны договорились не позволять третьей стороне использовать территории Ирана и Азербайджана для нападения на одну из этих стран. Цель Тегерана в этом договоре очевидна - добиться того, чтобы Баку запретил вооруженным силам США использовать азербайджанскую территорию для возможного нападения на Иран. Секретный и совершенно неожиданный визит министра обороны США Дональда Рамсфелда в Баку 12 апреля, несомненно, привел Тегеран в замешательство. Если визит главы Пентагона в Баку и стал для Тегерана неожиданностью, то возрастающее влияние США Азербайджане и в Каспийском регионе в целом, таковым уже не является. США преследуют сразу несколько стратегических целей в этом регионе, и ни одна страна Каспийского региона не теряет больше от стремления Вашингтона стать здесь доминирующим игроком, чем Иран.

За последние месяцы Иран пытался заручиться лояльностью Азербайджана, предлагая политическую поддержку против Армении по нагорно-карабахскому вопросу. Однако такого рода политическое содействие оказалось не достаточным для того, чтобы заставить Баку отказаться от согласия, данного Вашингтону в вопросе дислокации американских военных баз на территории Азербайджана.

Ирану потребовалось еще больше подсластить сделку с Азербайджаном, чтобы добиться желаемого. Хотя детали данного соглашения пока не стали достоянием общественности, однако, очень возможно, что Иран в качестве "оплаты" за договор о ненападении, предложил Азербайджану военное содействие или иную помощь на случай возобновления конфликта с Арменией. Такой поворот событий может испортить отношения Ирана с Арменией, которая, будучи заблокированной Азербайджаном и Турцией находится не в том положении, чтобы быть разборчивее в выборе партнеров, и в настоящее время Иран является главным экономическим партнером Армении.

Поскольку Азербайджану было известно, что Вашингтон будет недоволен вышеупомянутым пактом, то только факт концессии фундаментальных национальных интересов мог стать достаточным фактором для Баку. Борьба между Вашингтоном и Тегераном за сферы влияния в Азербайджане продолжается уже в течение нескольких месяцев. Для США Азербайджан - в первую очередь реальная недвижимость с богатыми ресурсами газа и нефти, транзитная площадка для перекачки углеводородов из Центральной Азии, позволяющая Вашингтону планировать военное и политическое господство - как в центрально-азиатском, так и ближневосточном регионах. Внушительных размеров азербайджано-иранская граница делает для США еще прельстительней дальнейшие дискуссии по иранской ядерной программе.

Все эти факторы напрямую противостоят интересам Ирана, заведомо сводя сумму игры в ноль. Если США удастся перетянуть энергоресурсы Каспия и Центральной Азии на запад через Азербайджан, то иранской стороне останется конкурировать на западном рынке только за счет своих собственных энергоресурсов. Но этого мало, Вашингтон намеревается блокировать любую иранскую инициативу по созданию магистралей в западном направлении для экспорта собственных ресурсов, таким образом, полностью изгоняя Иран с прибыльных рынков. США стараются предложить европейским потребителям азербайджанскую и центрально-азиатскую нефть или газ в качестве альтернативы иранским энергоносителям.

Между тем, с военной точки зрения картина для Ирана намного сложнее. Stratfor ранее уже обсуждал намерение Вашингтона создать в Азербайджане военные базы в рамках программы "лиловая подушка". Эти базы могут очень легко стать плацдармом для вторжения США в Иран. Тегеран очень хорошо осознает это, чем и объясняется подписание азербайджано-иранского пакта о ненападении. Иранская сторона сегодня прилагает усилия, направленные не только на расширение влияния в Каспийском регионе, но и на защиту своих северных рубежей. 10 мая 2005 года министр обороны Ирана заявил, что иранская сторона впервые приступила к производству подводных лодок. Мини подлодки, известные под названием "Хадир" (Ghadir), сконструированы для транспортировки Вооруженных сил и снаряжения, а также для атаки ракетами и торпедами неизвестного калибра, будут строиться на берегу Персидского Залива. Согласно иностранным военным атташе, подлодки хорошо сконструированы и будут пригодны для патрулирования. Учитывая мелководье Персидского залива и южной части Каспийского моря, такие подлодки будут полезны и доступны для Тегерана. В конце 2004 года Тегеран заявил еще об одном новаторстве в военно-морской сфере - о начале производства "хитрой" торпеды-невидимки, которую можно будет запустить не только с корабля или подлодки, но и с вертолета. Эксперты испытывают определенные сомнения относительно невидимых способностей торпеды, однако уверены, что любой вид модифицированных торпед может быть использован непосредственно против военно-морских сил США в случае конфликта.

Для Ирана установление военно-морского присутствия в Каспийском регионе, раньше, чем это сделают США, является стратегическим приоритетом. Тегеран при этом замечает, что ВВС США проводят обучение береговой охраны Казахстана и Туркменистана и активно стараются расширить свое военно-морское сотрудничество с этими двумя странами в каспийской бассейне, а влияние России на всем постсоветском пространстве катастрофически ослабевает. Несмотря на все это, Ирану удается достичь определенных успехов в этом регионе, и настоящее влияние этой страны выглядит далеко не непрочным. Правительство Ильхама Алиева живет в страхе перед Вашингтоном, поскольку уверено, что американцы в период парламентских выборов в ноябре 2005 могут осуществить здесь "бархатную революцию", уже прозванную "фиолетовой революцией". Вашингтон предоставил Алиеву выбор - или проводить проамериканскую политику или же открыть политическую систему для конкуренции и противостоять взращенной США оппозиции - такой, которая уже преуспела в Грузии и на Украине.

Если Вашингтон надавит на Алиева по иранской оси, в достаточной степени напоминая ему о ноябрьских выборах, то Баку может пересмотреть пакт о ненападении, конечно, сохраняя при этом максимальную секретность, поскольку режиму Алиева необходимо упрочить свои позиции. В случае же, если к власти в Азербайджане придет новое покорное Западу правительство, то оно должно будет принять решении об аннулировании всех соглашений в области обороны, подписанных прежним правительством.

Итак, игра в Каспийском бассейне между Вашингтоном и Тегераном только начала набирать обороты. Против США, старающихся получить влияние в Туркменистане, Казахстане и Азербайджане, Ирану остается работать только с Россией. Москва и Тегеран должны будут сотрудничать в регионе, поскольку Вашингтон угрожает интересам обоих стран. 3 мая правительство Ирана заявило, что полностью поддерживает идею о создании сил быстрого реагирования с Россией в Каспийском регионе. Впервые Иран проявил интерес к сотрудничеству с Россией на Каспии, поскольку ранее обе эти страны являлись традиционными соперниками за влияние на Каспии. США же в свою очередь давят на регион, пытаясь достичь эффекта поляризации, когда каждая из стран региона встанет перед выбором - на чью сторону ей следует встать. Очевидно, возрастающее политическое и военное соперничество в Каспийском регионе только началось.