"Президент Азербайджана Ильхам Алиев так вошел в свою роль, периодически заявляя о военном пути решения нагорно-карабахского конфликта, что, боюсь, не выйдет из своего нового амплуа", - заявил 18 марта в ходе съезда оргкомитета "Поддержки Нагорно-Карабахской Республики" лидер Демократической партии Армении Арам Г. Саркисян.

По его словам, переговорный процесс стал включать в себя все более новые опасные элементы. "Еще год-два и великие державы устанут от этой ситуации и, не исключено, что позволят сторонам начать боевые действия - войну, в которой не будет победителей и побежденных. А после этого, те же державы начнут осуществлять в регионе свою политику", - заявил лидер Демпартии. При этом он напомнил шесть вариантов урегулирования карабахского конфликта: политический, правовой, путем экономической интеграции, военный, сохранение статуса-кво, создание союза региональных стран, схожего с Евросоюзом. При этом Саркисян отметил необходимость признания Национальным Собранием Армении независимости Нагорного Карабаха (НК) от Азербайджана - "необходимость, без которой бессмысленно говорить о вопросе независимости НК или его включения в состав Армении". Он также заявил, что в ходе недавней встречи с министром иностранных дел Нагорного Карабаха Арманом Меликяном было отмечено, что у МИД НКР есть эффективные идеи, которые, по словам демократа, в скором времени озвучит сам министр.

Основной задачей и целью съезда стало обсуждение и формирование с заинтересованными сторонами единых подходов решения карабахской проблемы, особенно в преддверии парламентских слушаний по проблеме Нагорного Карабаха, которые запланированы на 29-30 марта текущего года.

По итогам съезда участники приняли резолюцию, в которой, в частности, говорится:

"За последние годы суть вопроса Нагорного Карабаха в международных структурах и в обсуждениях изменилась, и этот вопрос представляется всего лишь в качестве территориального спора между Арменией и Азербайджаном. Доказательством этого стало представление в ПАСЕ доклада, искажающего суть проблемы, и принятие не в пользу армянской стороны резолюции, в результате чего урегулирование конфликта рассматривается на принципе территориальной целостности Азербайджана. Под вопрос поставлено достижение национально-освободительной борьбы, а именно полная независимость Нагорного Карабаха от Азербайджана.

Власти Армении, вместо того, чтобы, начиная с 1994 года, доказывать в международных структурах, что Турция, осуществившая в начале 20-го столетия Геноцид по отношению армян, содействовала созданию на армянских землях Азербайджанской республики, к которой, в последствии, были незаконно присоединены Нагорный Карабах и Нахичевань, беспочвенно политизировали проблему и продолжают бесплодные переговоры, давая возможность Азербайджану фальсифицировать историю. В результате, Нагорный Карабах рассматривается как "оккупированная территория", а проживающее на своей родине население - "сепаратисты", а армянский народ и армянская государственность как "агрессивной и захватнической".

После всего этого есть высокопоставленные чиновники, которые продолжают с опасным и безосновательным оптимизмом утверждать, что ничего не случилось, Арцаху (историческое название Нагорного Карабаха - ред.) ничего не грозит.

Мы выражаем свои серьезные опасения по поводу инертной политики властей. Если в 1992-94 гг. мы смогли дать достойный контрудар агрессору, то сегодня терпим поражение в информационной войне, развязанной самим Азербайджаном, результатом чего могут быть только уступки армянской стороны.

Не пояснено на официальном уровне, что Азербайджан отказавшись от правоприемничества Азербайджанской ССР, потерял право на контроль за теми территориями, которые были переданы ей во время формирования СССР. Это весь Арцах, сегодня - с освобожденными территориями и Нахичеванью, которая не имеет с Азербайджаном никаких границ, и которая до сих пор незаконно находится в составе соседнего государства.

Мы, участники съезда, требуем принять целостный документ (дипломатическую ноту), представляющего суть конфликта, государственную позицию международному сообществу, странам-посредникам и организациям. В документе, в частности, должны найти свое место историко-правовые обоснования и неопровержимые факты независимости НКР от Азербайджана и его формирования в соответствии с нормами международного права.

Исходя из вышеперечисленных фактов, съезд считает необходимым:

Исходя из необходимости обеспечения всенародного единства армянского народа вокруг решения карабахской проблемы, разработать единую концепцию и осуществить программу действий. С этой целью создать Координационный центр осуществления программы.

Признать парламентом Армении исходящую от правовых и международных норм полную независимость НК от Азербайджана. Этим будет обоснован тот факт, что, выходя из состава Азербайджана, Нагорно-Карабахский Автономный Округ не нарушал территориальную целостность Азербайджана.

Включить в повестку армяно-азербайджанских переговоров вопрос преодоления последствий развязанной Азербайджаном войны и компенсации территориальных и материальных потерь азербайджанских армян.

В том же переговорном пакете поднять вопрос о незаконном пребывании в составе Азербайджана Нахичеваня.

Развернуть целенаправленную и координированную агитацию для того, чтобы представить международному сообществу справедливость борьбы народа Арцаха и ее однозначное соответствие международным правовым нормам.

Вновь подтверждая решительную волю армянского народа сохранить приобретенные за счет жертв и больших лишений достижения Арцахской войны, считая себя должными перед памятью погибших, заявляем:

никакой ценой, даже при возможных давлениях, не позволим топтать интересы армянства. Мы отвергаем принудительную позицию, осуждаем недальновидную политику. Нашим девизом есть и остается - "нет Арцаха без Армении, нет Армении без Арцаха"".