Рассмотрев информационное сообщение Минэкономики о ситуации с АО Ventspils nafta (транзит российской нефти через крупнейший в Латвии Вентспилский порт), правительство республики 1 марта уполномочило министра экономики Кришьяниса Кариньша (партия Новое время) начать переговоры с другими совладельцами концерна о формировании и дальнейшей продаже на публичных торгах совместного контрольного пакета акций, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Напомним, государству в Ventspils nafta (VN) принадлежит 40 345 556 акций или 38,62%, в свою очередь холдинг несет потери из-за прекращения Россией транзита сырой нефти по трубопроводу на Вентспилс. "Правительство приняло конкретное решение: мы хотим продать акции, мы хотим сформировать контрольный пакет акций для продажи и мне есть о чем говорить с акционерами, - заявил в перерыве заседания Кабинета министров К. Кариньш. - Если не удастся договориться, и я констатирую, что действительно ничего не выходит, то через три месяца или еще ранее обращусь к правительству с предложением провести круглый стол, чтобы решить, что делать дальше".

Доклад же министра своим коллегам напоминал известный сказ о потерянном времени и упущенных возможностях. Начал К. Кариньш с того, что VN - это не только транзитный бизнес: сформирован довольно широкий холдинг, в том числе и нефтяной транзит с различными дочерними предприятиями. Среди таковых: АО Rietumu cauruļvadu sistēma (Западная трубопроводная система), ООО Mediju nams (Мэдиа-дом), ООО Mediji un poligrāfija, ООО Ventshoes, ООО Futbola klubs "Ventspils", ООО Nekustamie īpašumi VN ("Недвижимость VN", которому принадлежат части капитала еще в пяти ООО, - прим. ИА REGNUM). В 2002 году VN приобрело в свою собственность 49,94% акций АО Latvijas kuģniecība (Латвийское пароходство). "С размахом приобреталась недвижимость, медийный бизнес с такими газетами как Neakarīgā Rītā Avīze, Rīgas balss и другими, которые ежегодно приносят по несколько миллионов убытков, - подчеркнул К. Кариньш. - И еще приобрели "Латвийское пароходство" - смело люди работали". По его словам, даже при получении большой прибыли, она не поступала в карман государства, а шла на приобретение Ventshoes и других предприятий. Как пояснил министр, среди одиннадцати членов совета VN всего четыре государственных уполномоченных, что позволяет проводить заседания без представителей государства - они не влияют на кворум. "У нас не только нет возможности блокировать какое-либо решение, - добавил министр. - В июле 2004 года совет VN принял положение о конфиденциальной информации, согласно которому всем членам совета, в том числе и со стороны государства запрещено предоставлять информацию Агентству приватизации или Министерству экономики о том, что происходит внутри VN. Я ознакомился с этим документом, в котором почти все считается конфиденциальным - не только какие-то вопросы стратегического развития или денежных потоков, но и фирмы, с которыми заключаются договоры".

Что касается структуры собственников VN, то, как следует из сообщения Минэкономики, главным помимо государства является Latvijas Naftas tranzīts (LNT), которому принадлежит 49% акций VN. "В последние месяцы мы наблюдаем, как отдельные собственники структур VN сцепились между собой, что не свидетельствует о стабильности в данном концерне", - напомнил К. Кариньш. При этом он отметил, что LNT находится под прямым контролем Ventbunkers (VB), который в свою очередь контролируется зарегистрированной в Нидерландах Yelverton Investments (58,15% акций VB) - министр эту фирму определил как "покрытый туманом оффшор". Заметим, именно с этой компанией связывают имя мэра Вентспилса и президента Ассоциации транзитного бизнеса Латвии Айвара Лембергса, который, впрочем, отрицает свое доминирующую роль в оффшоре. "В свою очередь нефтяные терминалы, в которых физически находятся все бункеры Вентспилса - стопроцентно дочерние предприятия", - продолжил К. Кариньш. О нефтепроводе: "В действительности их три. Один, полный нефтепродуктами, дизельным топливом, идет по территории Латвии и приходит в VB, которое экспортирует дизтопливо и получает прибыль. У государства нет акций в VB. По нефти. Один нефтепровод, полный нефти, идет через Латвию и отходит на Мажейкяй - по нему и сегодня качается нефть. А второй, идущий дальше на терминалы VN, то есть предприятие с государственными частями капитала, стоит пустой. В результате деньги зарабатывают VB, посредники, но только не государство".

Разобравшись с ситуацией вокруг VN, в Минэкономики пришли к неутешительному выводу, который озвучил К. Кариньш: "Нынешнее руководство VN, очевидно, не способно восстановить поток нефти, то есть предприятие фактически не развивается. Да и, на мой взгляд, при такой структуре собственников оно вряд ли сможет развиваться. Кроме того, государство реально не контролирует то, что происходит в VN, у него нет ясной информации о деятельности холдинга, вместо чего предлагается дополнительный режим секретности... Произошедшая приватизация предприятия была невыгодной государству, причем не только государство не получает дивидендов - не развивается и предпринимательская деятельность. В настоящее время ни один из акционеров не получает дивидендов от VN".

Оценивая информационное сообщение Минэкономики, ряд замечаний сделал премьер Айгар Калвитис (Народная партия): "Вместе с формированием холдинга в 2003 году мы полностью потеряли контроль над предприятием, возможность влиять на принятие решений... Все это нужно анализировать и в контексте всего процесса приватизации. Если брать VN, то в денежном выражении от продажи данного предприятия было выручено 49 млн. латов (2,54 млрд. рублей), тогда как в ходе его приватизации потрачено треть всех приватизационных сертификатов в стране... Мы стали заложниками, позволив сформировать концерн, выделив вне его дочерние предприятия - нефтяной терминал и другие. Появились посредники, которые зарабатывают, мы же нет. По поводу этих решений я бы тоже хотел видеть какой-нибудь анализ... Да мы видим, какие договоры были подписаны во время правительства Гунтара Крастса (объединение "Отечеству и Свободе/Движение за национальную независимость Латвии", в данный момент в парламентской оппозиции, - прим. ИА REGNUM), как изменены правила приватизации. Это мы все видим. Но мы хотим видеть, что произошло в 2003 году... Выделить из VN, в котором государству напрямую принадлежат акции, сам нефтяной терминал! А теперь в "дочках" нам ничего не принадлежит, и мы вообще не контролируем, что там происходит".

Добавим, правительство также приняло решение поручить Агентству приватизации принять меры по расторжению договора с консорциумом финансовых консультантов Raiffeisen Investment AG. Договор был заключен 8 июня 2001 года для разработки стратегии и моделей приватизации государственных частей капитала VN. В настоящий момент кроме АО Raiffeisen Investment AG в консорциум входят АО Parex Banka и адвокатское бюро Medvecka, Ramiņa, Arājs.