Участники XI Международного фестиваля уличных театров, который пройдет 21-27 июня в Архангельске, выступят не только в центре Архангельска, но и на Сульфате. Об этом сказал художественный руководитель Архангельского молодежного театра Виктор Панов. Из запланированных ранее двадцати пяти театров в связи с недостаточным финансированием в программу фестиваля включены пока только одиннадцать коллективов.

1. Подкидывая Луну (Великобритания). Театр "Подкидывая луну" был создан в 1999 году Магали Бенсел (Франция), Максимом Хаверкампом (Германия) и Эшли Каром (Великобритания), которые стали первыми выпускниками Британской Академии современного цирка. В своем творчестве они ломают традиционные стереотипы жонглирования, смешивая его с акробатикой, комедией, танцем. Они создают инновационный цирк-театр, выбирая все лучшее, что есть в традиционном цирке. Первая награда была присвоена театру в 2001 году в номинации "Цирковое искусство". С тех пор они начали активную гастрольную деятельность по всему миру: Англия, Германия, Франция, США и др. Спектакль "Размышления", который представит коллектив - это сочетание искусства жонглирования и комедии в жанре площадного театра с искусными фокусами, впечатляющей акробатикой и неминуемой свадьбой.

2. Йелемба д'Абиджан (Берег Слоновой Кости). В 1994 году Ласина Кулибали обосновывается в одном из кварталов Берега Слоновой Кости и окружает себя молодыми, талантливыми артистами с целью создания группы под названием "Йелемба". Работая на грани традиций и современности, "Йелемба" сохраняет дух западно-африканской музыки и танца. Экзотические музыкальные инструменты, мистические песни и танцы, яркие африканские маски, да и сам репертуар поражает своим многообразием и богатством. Зажигательные ритмы танцев и песен народов Берега Слоновой Кости на языке мандинго создают неповторимый и незабываемый образ движения. Во всем мире Йелемба известна своими спектаклями: "Восстание Предков" (1998), "Капеле" (1999), "Катана" (2000) и "Рао" (2002). Летом 2002 года свет увидел новый спектакль "Рао". Основанный на базе традиционных ритмов, оживленных песнями, танцами, украшенных масками Берега Слоновой Кости, Гвинеи и Буркина-Фасо, спектакль в первую очередь поражает изобилием экзотических музыкальных инструментов, неповторимых по звучанию, такие как джембе, дундумы, атунбланы, балафоны, болойе. Все это создает неповторимый колорит и увлекает зрителей в таинственный, неизведанный мир дикой Африки.

3. Театр "Пешеходная улица" (Франция). Театральный коллектив "Пешеходная улица" был создан в 1992 году в Гамбурге, (Германия) и вот уже два года базируется в Страсбурге (Франция). В коллективе - 6 артистов под руководством Жюстена Ленуара. В своем творчестве "Пешеходная улица" стремится к минимализму, сочетая юмор, поэзию, оригинальность и необычность. Художественные образы черпаются из театра мимики и жеста. Характерным в театральной игре "Пешеходной улицы" является использование единого образа, а именно подвижной гофрированной трубы, которые при хорошем воображении могут стать животными, людьми или тем, кого Вы сами увидите в них. Основной темой спектаклей этого театра является взаимоотношения Человека с Природой. Спектакль "Стадо" - Альпийский гигант-пастух следит за стадом сверхъестественных трубчатых существ; Безусловно, работа не из легких: эти огромные, "безмозглые" существа во всем наводят беспорядок. Поэтому, надо держать под контролем этих темпераментных, энергичных и очень милых животных...

4. "Юг 12" (Франция). Странная процессия, состоящая из 6 парней и девушки, одетых в ярко розовые костюмы, голубые рубашки и черные ботинки - это музыкально-театральный коллектив из Франции под названием "Юг 12". Странная походка, серьезные лица, гитары наперевес и громкие звуки рок-н-ролла еще издали дают знать о их приближении.

5. "Равновесие" (Италия) - Акробатические танцы на ходулях. "Театр Равновесия" был создан в 1999 году в Бергамо (Италия). Коллектив опирается на поиск новых выразительных форм в искусстве хождения на ходулях. С самого основания артисты стремились к совершенствованию техники, поиску новых движений и средств выражения эмоций с помощью ходуль. Основной стиль, присущий всем спектаклям "Театра Равновесия" - это акробатический танец на ходулях, отточенные энергичные движения. Достигается это путем упорных физических тренировок и актерского мастерства. Искусство хождения на ходулях требует выносливости и безупречного владения собственным телом. Техничность и точность движений органично сочетаются с музыкой, то классической, то современной. Они постоянно обращаются к театру танца, к площадному и цирковому искусству. В спектакле "Роскошь", который привезет с собой коллектив, оживает эпоха монархов и королевского двора 18 века; основные акценты расставлены на роскоши и наслаждении, прославляемые в эту эпоху во Франции, вдохновившие философов и мыслителей всей Европы. Музыка, танцы и песни помогают сравнить значение роскоши того времени со значением роскоши нашего времени. В спектакле представлены многочисленные вариации стилей и эпох: от ностальгического взгляда на былое могущество королей до описания современного эстетического транса. В спектакле использованы костюмы из легких прозрачных тканей, выполненные в стиле 18 века. Музыка сопровождает смену эпох и декораций: от классического стиля (Вивальди, Дворак, Хачатурян) до нового минималистского направления в электронной музыке. Королевский двор с его глупыми и величественными монархами, славящимися своим могуществом и тщеславием. Юные куртизанки, угождающие королю, шуты, высмеивающие своих хозяев. Королевы, возглавляющие светские балы, выставляющие на показ свою фальшивую хрупкость и довольные своей жестокостью. Возможно, кому-то станет жаль, что это славное доброе время уже прошло... Спектакль "Высокое искусство" - уличный спектакль на ходулях - персонажи с наивными и удивленными лицами разыгрывают сцены из современной жизни. Спектакль насыщен красками, музыкой, танцами, все завершается безумным канканом.

6. "Большие люди" (Франция). Театр "Большие люди" возник из карнавала Святого Дени, большого уличного шествия, организованного по случаю Кубка Мира по футболу 1998 года во Франции. Желание создать интерактивные элементы в рамках этого шествия привело к идее о куклах-великанах, высота которых составляет от 4 до 6 метров, что позволяет видеть их с любой точки, находясь в толпе. Вдохновленный успехом этой идеи, коллектив продолжил технические и художественные усовершенствования в этой области, привлекательной не только с художественной точки зрения, но и своей общечеловеческой ценностью. Создание гигантских кукол подразумевает слаженную коллективную работу, что обуславливается гигантскими размерами фигур. Команда театра "Большие люди" объединила людей самых разных профессий: изобретателей, скульпторов, художников, костюмеров, сварщиков, специалистов по такелажным работам, артистов-кукловодов и акробатов. Процесс изготовления одной куклы превращается в увлекательное коллективное творчество - 10-летние детишки, постигая азы бутафории, делают руки и головы из папье-маше, а пожилые люди берут на себя важную часть в процессе создания костюмов. Театр покажет спектакль "Гельмут и Розамунда".

7. Театр "Мимигранты" начал свое существование, как творческий коллектив -самодеятельной театральной студией пантомимы и клоунады в 1988 году. С 1990 года театр становится профессиональным коллективом - театром-студией клоунады. С 1992 года - муниципальным театром клоунады. С 2001 - Государственным клоун-мим-театром. Основным жанровым направлением театра является клоунада, пантомима, воплощенные в театральные действа-спектакли на стационарной площадке, а также на других площадках, в том числе на цирковой арене, и уличные представления - "хэппенинги", собирающие большое количество взрослого и детского зрителя.

8. Театр "Вода, которая дремлет" (Франция) представит спектакль "Легкая трагедия", рассказывающий о слиянии человека и машины в эпоху научно-технического прогресса. Человек превращается в Творца и пытается преобразиться, передав свое тело во владение нового искусственного существа - Машины, умеющей лишь танцевать и петь. Не смотря на этот бесценный дар, Машина остается безличной и бездушной, но только до обретения сознания, вызванного пробуждением и воспоминанием. Внутренняя борьба, зарождающиеся эмоции разрушают Машину, приводя к сбою все механизмы. В муках Машина проходит путь поиска и слома своей личности, путь превращения в Человеческое Существо, самостоятельное и свободное. Это разговор Человека о желании стать Творцом, лишь только, чтобы просто не оставаться просто человеком. Это разговор о любви и ненависти к своему "Я", о шизофрении и о проявлении влечения. Это разговор об искусственном разуме, о зарождении неуловимо хрупкого механизма чувств и ощущений в существе, обладающем всей полнотой знаний о поведении человека.

9. "Театр Экс" (Россия, Москва). Это театральная группа, состоящая из театральных и цирковых артистов - выпускников московских театральных учебных заведений и циркового училища. За время своего существования театр переживал различные увлечения - от пластического спектакля до яркого уличного шоу. Одной из наиболее значимых постановок театра в первые годы его существования была оригинальная сценическая версия А. Дюма "Три мушкетера". Спектакль назывался "Миледи", а жанр его определялся как фехтовальный балет. Со своими сценическими и уличными спектаклями театр много гастролировал за рубежом: Великобритании, Голландии, Норвегии, Германии. Наибольший успех в последнее время коллективу принес уличный спектакль "Охота на дурака", который был показан не только за рубежом, но и в Москве в программе III Всемирной театральной олимпиады. Огненная телега "Театра Экс" для московского зрителя стала символом уличного театра вообще и уличной программы олимпиады, в частности. Увлечение работой с живым огнем и пиротехникой сделало работу этого театра по-своему уникальной для России. Огонь стал языком этого театра, его главным выразительным средством, удачно сочетающийся с яркой актерской игрой и актерской изобретательностью. 10. Театральная труппа "Театр Вертикаль" (Франция) под управлением Бланки дель Баррио проведет мастер-класс по искусству мимов. Это техника работы тела мастеров-мимов Этьенны Декру и Марселя Марсо. Эта программа направлена на тех, кто хочет познать искусство работы тела в представлении: актеров, танцоров, акробатов, ведущих - искусство мимов является необходимой основой знать свое тело, принципы движений и самоуспокоения. Искусство мимов, которое родилось в театре, - это искусство движений и необходимая дисциплина любого образовательного процесса актерского мастерства. Искусство мимов не есть искусство подражателей, оно обладает собственными правилами, имеет свою традицию и способы развития.

11. Архангельский молодежный театр представит два спектакля - "Болеро Равеля" и "Не любо - не слушай". Выступая со вторым спектаклем, театр Панова стал лауреатом Всероссийского театрального фестиваля современной драматургии им. А. Вампилова в номинации "за развитие народных традиций, огромный вклад в сокровищницу русского фольклора, как неиссякаемого источника русской духовности и культуры". Спектакль "Не любо - не слушай" - представление в жанре оперно-комического, трагедийно-лирического скоморошьего балагана с участием хора уемских баб и мужиков, оркестра русских народных инструментов "Три струны", солистов-декламаторов никогда не певших в Ля Скала и других близлежащих театрах.