Группа компаний «Деловые линии» — одно из крупнейших предприятий РФ, из числа специализирующихся на автотранспортной логистике. Поэтому неудивительно, что новость об аресте активов основателя компании Александра Богатикова на сумму 153 миллиона долларов судом Никосии в связи с претензиями его бывшего партнера — экс-президента А1 Михаила Хабарова ‑ и продажа контрольного пакета акций компании стала одной из самых заметных.

В этой истории, кроме мер кипрского суда, есть еще одна, не менее значительная деталь — появление у «Деловых линий» новых собственников, в результате которого самому Богатикову, который ранее владел 100% акций компании, принадлежит теперь только меньше половины «Деловых линий».

По данным публичных баз данных (Кипрский реестр и система СПАРК), ключевые компании группы «Деловые линии» — ООО «Деловые линии» и ООО «ДЛ-Транс» — за последние полгода сменили как конечных бенефициаров, так и юрисдикцию, перейдя из оффшорной в российскую. В результате сейчас они на 100% принадлежат ООО «0578 Холдинг», зарегистрированному в Красногорском районе Московской области.

При этом, если раньше единственным собственником «Деловых линий» был Александр Богатиков, который владел ими через кипрскую компанию Doglemor, то теперь состав одного из крупнейших автотранспортных перевозчиков страны стал существенно шире. Как уже писали СМИ со ссылкой на открытые источники, доля самого Богатикова в «0578 Холдинг» составляет 43%. Остальные доли в компании теперь принадлежат несколькими физическим лицам. Среди них — Татьяна Башмакова, которая возглавляла компанию «Нафта Москва», а также адвокат Александр Кобзев, который ранее был совладельцем адвокатского бюро «Резник, Гагарин и партнеры».

Надо сказать, что зачастую смена владельцев крупных компаний сопровождается официальными релизами и интервью, в которых рассказывается о новых планах, инвестициях и прочее. Та же «Нафта-Москва», получила контроль над находящийся в кризисной ситуации группой ПИК. Как писала газета «Коммерсант», «Нафта Москва» получила 25% акций ПИК с правом довести пакет до 45% в апреле 2009 года, когда группа находилась в тяжелом финансовом положении, за обещание помочь с реструктуризацией долга в размере 49 млрд руб. Сделка была безденежной. С появлением в ПИК нового акционера основатели практически были отстранены от управления».

Как полагают эксперты, одной из предпосылок к смене собственников могли послужить претензии налоговиков как к компании, так и лично к Александру Богатикову по итогам проверки деятельности «Деловых линий» в 2011—2013 годах (о результатах проверок за 2014−2016 годы не сообщалось). Как ранее писали «Ведомости», «управление СКР по Петербургу возбудило дело об уклонении руководства «Деловых линий» от уплаты налогов более чем на 1 миллиард руб. (ч. 2 ст. 199 УК РФ) в сентябре 2016 года. За долги по налогам СКР арестовывал имущество компании. Богатиков стал обвиняемым по этому делу в апреле 2017 году и был отпущен под подписку о невыезде». Компания не сразу, но полностью погасила налоговые претензии, поэтому в июне 2017 года дело против Богатикова было прекращено.

Стороны не озвучивали условия, на которых новые владельцы приобрели в совокупности 57% в одном из крупнейших грузоперевозчиков страны. Тем не менее, по данным базы ИФНС России, уставный капитал ООО «0578 Холдинг», созданной незадолго до перевода на нее активов «Деловых линий», составил 500 миллионов рублей. Это обстоятельство, в свою очередь, может косвенно указывать на порядок цен за доли в компании. Выручка ООО «Деловые линии» и ООО «ДЛ-Транс» за 2016 г., согласно данным СПАРК, составила около 30 миллиардов рублей. Точная стоимость компании никогда не раскрывалась, но можно сравнивать её с другими крупными грузоперевозчиками, например Globaltruck, недавно разместившей акции на IPO и оцененной в 8 млрд рублей с выручкой около 6 млрд руб. Если допустить такой порядок цен, то такую инвестицию, полагают эксперты, можно назвать очень удачной.

Как сообщал BFM.ru, в августе 2017 года Александр Богатиков, которому на тот момент принадлежал контроль над «Деловыми линиями», «предпринял ряд действий, в результате чего осуществление Михаилом Хабаровым и компанией Caledor прав в отношении ГК «Деловые линии» стало невозможным. В том числе был заблокирован доступ к информации и сотрудникам».

Пока же неясно, кто из участников конфликта получит контроль над компанией и в какой форме. Как прокомментировал ситуацию журналу Forbes один из основателей и бывших совладельцев «Деловых линий» Сергей Демидов, «жалко, конечно, что такое происходит в компании. Но ничего не поделаешь, пока они будут делить доли, мы будем делить рынок».