Москве и Минску удалось разрешить вопросы в нефтегазовом секторе, поэтому теперь никаких препятствий для поставок голубого топлива и нефти в Белоруссию нет. Об этом сегодня, 7 февраля, заявил журналистам в белорусской столице российский посол Александр Суриков.

По его словам, стороны договорились обо всем, что касается поставок нефти и газа, и начали переговоры о создании единого рынка нефти и газа. Они, как отметил посол, продвигаются не очень успешно, но работа в этом направлении ведётся.

При этом Суриков в своём заявлении сделал упор не на энергетическое сотрудничество сторон, а на других деталях товарооборота между странами. В частности, Суриков упомянул планы по созданию единых тракторов, модель вывода на рынки третьих стран для которых придумают производители. Посол также подчеркнул, что Белоруссии стоит начать снимать барьеры в экономике для развития сотрудничества, что будет выгодно и самому Минску.

Как ранее передавало ИА REGNUM, последний серьёзный спор между Россией и Белоруссией в энергетической отрасли произошёл в 2016 году. Проблема заключалась в том, что Минск, решив, что платит за российский газ слишком дорого, несмотря на контракты, стал в одностороннем порядке платить меньше. Позиция российской стороны была в том, что Минск должен соблюдать условия договорённостей. Этот спор тянулся на протяжении всего года и начала 2017. За это время белорусская сторона накопила долг в размере $726,2 млн за поставленный в 2016—2017 годах газ из РФ. В конце 2016 года, чтобы стимулировать Минск оплатить долг, Россия решила более чем на треть сократить поставки беспошлинной нефти.

Это было воспринято белорусским руководством крайне негативно. Так, глава республики Александр Лукашенко заявлял, что Белоруссия вполне может обойтись без российских энергоносителей. Он также говорил о необходимости поиска альтернативных поставщиков нефти или и вовсе разработки белорусскими учёными нового вида энергоносителей. Во время этого российского-белорусского энергетического кризиса Минск успел закупить одну партию иранской нефти, хотя, по мнению экспертов, это было необходимо, скорее, для давления на Москву. Урегулировать конфликт долгое время не удавалось даже на уровне глав правительств.

Только после встречи в апреле 2017 года Александра Лукашенко и Владимира Путина стороны подписали документы, которые регулируют разногласия в нефтегазовой сфере. Москва и Минск пришли к соглашению о понижающих коэффициентах к действующей формуле цены на голубое топливо для республики и восстановлении поставок российской нефти до уровня 24 млн тонн в год. Белорусская сторона оплатила долг за газ. Правда, эту задолженность республика покрыла за счет другого кредита от России в размере $1 млрд.

Напомним также, что в декабре 2017 года Суриков отмечал, что все газовые вопросы между Россией и Белоруссией были определены еще в апреле. По словам посла, основными вопросами для обсуждений оставались единый рынок газа, транзит голубого топлива.

В то же время стоит отметить, что с 1 февраля 2018 года транзит черного золота через территорию Белоруссии вновь стал для России дороже, в этот раз на 6,7%. Как объяснял ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, разногласия сторон по поводу схемы индексации тарифа могут спровоцировать в 2018—2019 годах новый энергетический конфликт между двумя странами.