В России по состоянию на 1 апреля 2017 года объем ОФЗ, предусмотренный для докапитализации 29 кредитных организаций (838 млрд рублей.), передан им в полном объеме. Таковы результаты мониторинга, проведенного Счетной палатой РФ.

На докапитализацию 10 региональных банков предполагалось направить ОФЗ номинальной стоимостью 8,5 млрд рублей. Заявки поступили только от пяти региональных банков, их сумма составила 4,7 млрд рублей или 55% общей суммы предусмотренных для региональных банков средств.

Общая сумма предоставленной региональным банкам докапитализации составила 3,6 млрд рублей, что составляет менее 1% общей суммы средств, направленных на докапитализацию. Таким образом, система докапитализации банков оказалась не востребована средними по величине собственного капитала кредитными организациями.

По итогам III квартала 2017 года обязательства по наращиванию совокупного объема кредитования не выполнялись четырьмя из 29 докапитализированных банков. При этом тремя докапитализированными кредитными организациями указанные обязательства не выполняются более года.

В банках, проверенных в сентябре 2017 года, и в региональных банках установлены факты некорректного отражения в отчетах, направляемых в Агентство по страхованию вкладов, данных в части увеличения задолженности заемщиков на сумму около 800 млн рублей, а также на 103,1 млн рублей — в части оплаты труда.

С начала докапитализации по 1 октября 2017 г. докапитализированные банки предоставили в экономику порядка 15,8 трлн руб. кредитов. Фактическое увеличение задолженности по предоставленным кредитам составило чуть более 1,7 трлн рублей.

В ходе проверки установлено, что за III собственные средства (капитал) снизились у 11 (или 38%) докапитализированных банков, убыток по итогам 9 месяцев 2017 года показали семь докапитализированных банков.

Среди банков, допустивших снижение капитала, ‑ три банка, в которых, в соответствии с приказами Банка России, в III квартале 2017 года введена временная администрация.

В соответствии с действующим законодательством временной администрацией по управлению АО «ГЕНБАНК», ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие» и ПАО «БИНБАНК» проводятся необходимые мероприятия для мены требований АСВ по договорам субординированных займов на обыкновенные акции указанных банков.

«В случае осуществления мены, ОФЗ остаются в собственности докапитализированного банка, а АСВ получает его обыкновенные акции. В результате банк перестает платить проценты (купонный доход по ОФЗ плюс 1%) по субординированному займу АСВ, которые перечислялись АСВ в федеральный бюджет. Таким образом, уплачиваемый Минфином купонный доход по ОФЗ и номинальная стоимость ОФЗ, выплачиваемая при погашении, остаются у банка», — пояснил аудитор Андрей Перчян.

В результате сложившейся ситуации возникают риски потерь федерального бюджета. Так, по АО «ГЕНБАНК», ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие» и ПАО «БИНБАНК», при отсутствии согласованного финансовыми властями решения об источнике возмещения федеральному бюджету, предполагаемые потери за период с 2025 по 2034 гг. могут составить порядка 85 млрд рублей. без учета купонного дохода.

Счетная палата РФ направит информационные письма в Минфин России, АСВ, Банк России, отчет в палаты Федерального Собрания.

Читайте также: СП РФ: Основная цель докапитализации банков не достигнута

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, принятый Государственной думой 25 декабря и одобренный Советом Федерации законопроект о докапитализации российских банков был подписан президентом РФ Владимиром Путиным 28 декабря 2914 года.

Читайте также: Путин подписал закон о докапитализации российских банков

Читайте подробнее: Центробанк занялся бизнесом всерьез