«Повышение зарплат педагогам — лицемерие»
Челябинск, 7 апреля, 2017, 09:39 — ИА Регнум.
Заработная плата педагогов Челябинской области выросла за счет сокращения работников образования и увеличения нагрузки на оставшихся. Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM.
Результаты реформирования системы образования особо ярко прослеживаются в высших учебных заведениях. Преподаватели разных челябинских вузов заявляют об одном и том же, оценивая происходящие процессы как деградацию российского образования.
«Есть майские указы Путина от 2012 года. Согласно им, зарплата учителям должна была быть повышена вдвое. В действительности это просто лицемерие: было потребовано от регионов повысить зарплату вдвое, но денег для этого центр не выделил. В результате было сделано следующее: часть учителей уволили или перевели на дробные части ставок (половина, три четверти, четверть и так далее), стали за эти дробные доли платить прежнюю зарплату, но заставили работать значительно больше. Непосредственно в ЮУрГУ нагрузку на преподавателя довели до 900 часов вместо прежних 600, то есть произошло увеличение в полтора раза. Таким образом, формально указы выполнены, но работы стало существенно больше», — сообщил преподаватель ЮУрГУ.
При этом, добавил педагог, к обычной аудиторной нагрузке, связанной с собственно ведением занятий, присоединилось огромное количество совершенно бессмысленных бумаг: «Надо заполнять рабочие программы, которые никому не нужны, составлять идиотские тесты и прочее, совершенно не нужное бумагомарание, а в школе ситуация, как мне говорят, куда хуже».
Преподаватель другого челябинского вуза, педагогического, солидарен со своим коллегой из технического, отмечая, что реорганизация работы педагогов приводит к резкому снижению качества образования, происходящему за счет увеличения нагрузки.
«Поручение президента РФ Владимира Путина о повышении заработной платы педагогам, конечно же, выполняется. И хорошо, что такое поручение есть. Но при этом повышение идет за счет увеличения нагрузки на педагогов», — считает профессор челябинского педагогического вуза Сергей Молчанов.
По мнению педагога, возникает вопрос: следует ли это делать? Если обратиться к истории и социологическим исследованиям по этому поводу, отмечает профессор, когда-то, в 30-е годы прошлого века, Постановлением ЦК ВКПб была утверждена недельная учебная нагрузка педагога в объеме 18 часов в неделю. В стране социализма нормальная рабочая неделя служащего составляла 42 часа. «И. В. Бестужев-Лада в своем социологическом исследовании, еще в 80-е годы прошлого века, писал, что в 30-е годы учитель готовился к трем урокам примерно один час, а в 80-е годы к трем урокам уже пять часов. Таким образом, к 18 часам (в 30-е годы) педагог готовился пять часов. 18 + 5 = 23. От 4 отнять 23 часа — получается, что педагогу оставалось на самообразование, повышение квалификации, чтение, просмотр газет, чтение литературных произведений, посещение театральных постановок и прочее — 19 часов. В 80-е годы к 18 часам нужно было уже на подготовку потратить 30 часов. Таким образом, рабочая неделя педагога составляла уже 48 часов, то есть на шесть часов больше, чем у всех остальных служащих и рабочих. Уже ни на что другое у педагога времени не оставалось» — поясняет Сергей Молчанов. При этом, обращаясь к опыту заслуженных деятелей системы образования, Сергей Молчанов отметил высказывание знаменитого В. А. Сухомлинского, который говорил: «К хорошему уроку учитель готовится всю жизнь». «Чтобы преподавателю вуза подготовиться к лекции на 90 минут, нужно потратить неделю, а то и две. А сегодня у вузовского преподавателя нагрузка 900 часов в год. Получается, что у него есть 600 часов, чтобы подготовиться к 900, то есть 30 минут, чтобы подготовить, например, текст лекции на 45 минут. Таким образом, задача поставлена некорректно», — считает педагог. Выход преподаватели челябинских вузов видят в увеличении, с одной стороны, базовой заработной платы, с другой стороны, в уменьшении учебной нагрузки до 12 часов в неделю в школе и до 6 часов в неделю — в вузе. Только тогда, по мнению профессионалов, будут уместными разговоры об управлении качеством образования, образованности и социализованности обучающихся.