«Сепаратизм — подушка безопасности, обеспечивающая народу идентичность»?
Якутск, 5 декабря, 2016, 11:37 — ИА Регнум. Проблему культурного обособления народов вновь подняли эксперты Якутии. Усмотренные федералами предпосылки сепаратизма и создания этнократического режима в республике прокомментировала кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ Саргылана Никифорова, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе вуза. Эксперт объяснила, почему в больших государственных образованиях существуют всегда актуальные проблемы культурного обособления.
Читайте также: Этнократия или защита своих прав? Якуты признали себя коренным народом
«Желание обособиться у малых народов будет всегда. Властям просто нужно свыкнуться с мыслью, что центробежные и центростремительные силы обязательны. У всех людей разные лица, и каждый из нас выстроил свою идентичность и причислил себя к какой-то культуре. На бытовом уровне сепаратизм не изживаем, и это правильно, потому что он является своеобразной «подушкой безопасности», обеспечивающей народу и его культуре идентичность», — уверена Саргылана Никифорова.
Она подчёркивает, что проблема сепаратизма не стоит, к примеру, в США — потому что там нет этнически закреплённых земель. А для России поднимать этот вопрос сродни открытию ящика Пандоры: «Так заведено: центр всегда будет бояться, что его периферии могут подвести его в любой момент. Отстраняться от таких вопросов, конечно, нельзя. Народы испокон веков поднимали вопросы о своем самоопределении, выживании в современном мире, особенно в критических ситуациях».
Читайте также: В Якутии опасаются последствий введения понятия российской нации
Саргылана Никифорова напомнила, что несколько лет назад в России были попытки создать доктрину мультикультурализма — политики, направленной на сохранение в отдельно взятой стране культурных различий. «В Европе эта концепция не сработала. Думаю, это из-за того, что мультикультурализм в том виде, в котором он сейчас существует, слишком слаб и неважен, но проблема в том, что эта политика является единственным вариантом хоть какого-то решения вопросов. Такая же ситуация с демократией — это неидеальная форма государственного устройства, но она одна из всех существующих более-менее обеспечивает выживание всем слоям населения, всем культурам мира», — отметила эксперт.
Доктор медицинских наук, профессор СВФУ Владимир Кривошапкин не согласен с тем, что народ Саха до сих пор не относят к малочисленным. «450 тысяч — это ерунда, один квартал в современном мегаполисе. И якуты вынуждены делить равные доли с такими великими этносами, как, например, русскими. Почему бы не причислить якутов к малочисленным народам? Пора бы задуматься по этому поводу», — считает эксперт. Свою точку зрения он доказывает наблюдениями за тем, как живут исконные якутяне не на своей территории.
Профессор был свидетелем того, как жили представители народа саха в Тындинском районе Амурской области. «Они находились в очень плохом физическом состоянии. Алкоголизация, табакокурение, тяжелые заболевания и ранняя смерть. Буквально за несколько лет их «скосило» очень много, сейчас там осталось очень мало человек. Качество жизни намного ниже, чем у якутов в нашей республике», отметил Владимир Кривошапкин, объяснив это тем, что тындинские якуты не ели мясо, не ловили рыбу.
«Они потеряли свои исконные ремесла и вынуждены были питаться тем же, что и другие нации. Не те климатические условия, не та окружающая среда. Это было основой того, что у них резко дестабилизировалось здоровье и они оказались в таком состоянии. К тому же, местная медицина не знала, как обращаться с такими больными — а якуту-алкоголику требуется свой, иной подход. Триста человек в одном поселке — и никто не имел высшего образования. За восемь лет местный сельхозинститут окончил лишь один человек. Полное отсутствие перспектив», — добавил эксперт.
Как сообщало ИА REGNUM, в своём официальном постановлении Конституционный суд Якутии в октябре 2016 года присвоил якутскому народу статус коренного в республике. Своим официальным положением инстанция истолковала статью 42 Конституции региона, назвав свою трактовку обязательной и отметив, что права этого конкретного народа должны соблюдаться, а власти предпринимать меры для его сохранения и возрождения.
Однако некоторые СМИ отреагировали на официальные уточнения конституционного суда республики, фактически обвинив Якутию в создании этнократического режима и заподозрив ущемление прав остальных коренных малочисленных народов, проживающих на её территории — юкагиров, чукчей, эвенков, долганов и так далее. Руководитель общественной организации «Якутия — Наше Мнение» Степан Петров назвал возможной причиной таких нападок желание ресурсодобывающих компаний беспрепятственно лоббировать свои интересы.
Читайте также: «Мудрая республика не стала бы принимать закон, который раскачивает лодку»
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Фигурант аферы с квартирой Долиной оказался участником казанской ОПГ
- В России отмечают День матери
- Есть ли «Южмаш»? Захарова призвала Киев определиться — 1004-й день СВО
- Опубликованы кадры задержания подозреваемого в убийстве под Саратовом