Сегодня, 6 октября, утром в Астане приземлился специальный борт, который привез череп Кейки-батыра. По словам директора Центрального государственного музея Нурсана Алимбая, останки исторического деятеля на данный момент находятся в Министерстве культуры и спорта.

«Планируется проводить биологическую идентификацию на уровне ДНК. Этим будет заниматься венгерский ученый Андраш Биро. Я отмечу, что это международная норма, прежде чем захоронить останки, надо определить на уровне ДНК принадлежат ли они батыру», — сообщил Нурсан Алимбай.

Напомним, Кейки-батыр является значимой исторической личностью для Казахстана. Кейки (Нурмагамбет) Кокембайулы родился в 1871 году на территории нынешней Кустанайской области. Согласно историческим данным, Кейки-батыр был другом Амангельды Иманова, один из лидеров Среднеазиатского восстания 1916 года, и сподвижником хана Абдигапара (Абдыгапар Жанбосынов), поддерживал его идеи о единстве и независимости казахского народа.

Сам Абдигапар был избран ханом 21 ноября 1916 года. Затем Жанбосынов сменил титул хана на титул эмира и стал править на основе степной демократии, приспособленной к военному положению. При нем был создан совет из 20 народных представителей, избранных от каждой волости. Они совместно решали военные, административные и хозяйственные вопросы. Армия Абигапара оказывала сопротивление военным отрядам Российской империи и включала в себя повстанческие формирования многих регионов нынешнего Казахстана. Торгайский край стал самым крупным центром восстания 1916 года. После поражения Абигапар был заключён в тюрьму, однако от наказания его спасла начавшаяся в России Февральская революция.

Армией Абдигапара командовал Амангельды Иманов. Кейки-батыр возглавлял отряд стрелков-тысячников и был участником Торгайского восстания 1916 года.

Революцию Кейки-батыр не признал и критиковал советскую власть. 22 апреля 1923 года он был убит бойцами Красной армии. По утверждениям казахстанских историков, в доказательство того, что суд над батыром свершился, красноармейцы обезглавили тело, отрубили обе руки и увезли с собой. А останки бросили рядом с телами убитых родственников батыра. Напуганные местные жители бежали в степь, не похоронив убитых.

В советские годы имя Кейки-батыра было почти забыто. Однако после обретения независимости историки в Казахстане стали досконально изучать его биографию, о нем былонаписано немало книг, повестей, поэм и документальных рассказов.

Благодаря изысканиям историка, Манаша Козыбаева стало известно, что в 1926 году в связи с переездом столицы Казахстана из Оренбурга в Кзыл-Орду череп Кейки-батыра был передан в Кунсткамеру Ленинграда (Санкт-Петербурга). Официальный ответ Министерства иностранных дел Российской Федерации на запрос Козыбаева и посольства Республики Казахстан гласил, что «передача черепа Кейки Кокембайулы может быть рассмотрена российской стороной в случае, если просьба поступит от близких родственников (потомков), намеревающихся предать останки захоронению».

С того момента в Казахстане стали предпринимать меры по возвращению останков на родину. Казахстанский премьер-министр Карим Масимов (ныне возглавляет Комитет национальной безопасности — ИА REGNUM ) поднял вопрос о возвращении черепа Кейки-батыра на встрече с российским премьером Дмитрием Медведевым в августе 2016 года. Медведев пообещал отдать соответствующее распоряжение.

16 августа, Кунсткамера подтвердила, что останки Кейки-батыра хранятся в фондах Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого и что они будут переданы Казахстану, как только выйдет соответствующий указ президента России. Правда, на сайте президента России найти этот указ не удалось.

Стоит отметить, что формально вопрос о возврате черепа Кейки-батыра был решен еще в конце девяностых годов. Однако дело застопорилось из-за того, что у потомков исторической личности не было средств для оплаты расходов по возвращению останков и их захоронению в селе Амангельды в Кустанайской области, где планировалось построить мавзолей Кейки-батыра.

Как сообщают казахстанские СМИ, родственники Кейки-батыра, встречавшие спецборт в Астане, и сегодня не смогли увидеть останки легендарного предка. Вопрос о месте захоронения черепа пока остается открытым.