Северная Корея, скорее всего, будет головной болью и для следующего президента США, если не его ночным кошмаром. Несмотря на все попытки глав Белого дома разрешить проблему Северной Кореи, на данный момент эффективной стратегии так найдено и не было. Как показывает опыт, «нейтрализация» Пхеньяна просто не под силу президенту США, по меньшей мере при тех издержках, которые граждане США готовы нести. Поэтому необходим иной подход, который бы означал, что США полностью выводят свои вооруженные силы с Корейского полуострова, а КНДР становится проблемой прежде всего соседних стран, которым больше всего терять, пишет Даг Бендоу в статье для National Interest.

Читайте также: National Interest: Санкциями Северную Корею не сдержать

Во-первых, нахождение вооруженных сил США на Корейском полуострове давно стало анахронизмом, отмечает автор. Уже в 1960-х годах экономика Южной Кореи показывала хорошие результаты. На сегодняшний день же Южная Корея опережает КНДР по всем показателям, кроме военного, — последнее является сознательным выбором Сеула. Южный сосед КНДР обладает в два раза большим населением, а его ВВП превосходит северокорейский в 40 раз. Сеул способен сделать все необходимое для сдерживания своего северного соперника и даже для победы над ним. Южная Корея тем не менее не развивает свои вооруженные силы потому, что США продолжают направлять ресурсы и рисковать жизнями своих граждан для его защиты.

Читайте также: National Interest: США нужны союзники, а не нахлебники

Во время холодной войны в этом был смысл, но сейчас, когда нет глобального противостояния, Корейский полуостров больше не играет такой важной роли, и уж в любом случае не носит ключевого характера для безопасности США. Разразись там война, она станет настоящей трагедией, но основная тяжесть боевых действий ляжет на соседние государства. Тогда как вооруженные силы США сами испытывают трудности из-за необходимости участвовать в столь большом числе конфликтов, поэтому Вашингтон больше не может себе позволить субсидировать оборону процветающих партнеров.

Во-вторых, уход из Южной Кореи будет означать, что лидер КНДР Ким Чен Ын больше не будет интересоваться Вашингтоном. Сейчас не проходит и недели, подчеркивает автор, чтобы в Пхеньяне не прозвучало выпада или угрозы в сторону США. Так, недавно, как сообщается, лидер КНДР выразил «большое удовлетворение» проведением испытания ракеты средней дальности «Мусудан», которая является «мощным инструментом нападения», укрепившим оборону КНДР от «враждебных сил», в том числе США. В результате у Пхеньяна появилась возможность наносить удары по базам Вашингтона в Тихом океане.

Вместе с испытаниями ракет Северная Корея проводит расширение своего ядерного потенциала. По оценкам экспертов из Института проблем науки и международной безопасности, в арсенале Пхеньяна может находиться от 12 до 21 боеголовок, при этом он может расширяться на четыре-шесть зарядов в год.

Читайте также: ISIS: У КНДР может быть уже до 21 ядерного заряда и более

Эти угрозы не делаются в вакууме. Вашингтон становится объектом нападок для Пхеньяна потому, что вооруженные силы США находятся на Корейском полуострове. Ведь Ким Чен Ын не угрожает Мексике или призывает сровнять с землей Торонто. И в отношении Евросоюза он не делает таких заявлений. Такие страны, как Нигерия и Бразилия, не фугируют в списке врагов КНДР. Если бы Вашингтон не угрожал его государству войной, если бы в нескольких милях от его границы не находились вооруженные силы и в регионе, Ким Чен Ын не стал бы тратить силы на США.

Несмотря на то, что нельзя считать Кем Чен Ына невинной жертвой, в этом случае он ведет себя рационально. США, обладающие подавляющим военным могуществом, с помощью которого они сменяют режимы по своему желанию, угрожают его правлению. После того как Вашингтон напал на Ливию Муаммара Каддафи, который отказался от своих ядерной и ракетной программ, стало очевидно, что официальным лицам США доверять нельзя. КНДР никогда не смогла бы создать вооруженные силы, способные противостоять нападению США. Ядерное оружие как инструмент сдерживания является наиболее очевидным и, возможно, единственным ответом на такую угрозу.

И здесь возникает закономерный вопрос, стал бы Пхеньян действовать так провокационно, если бы войска США не находились в такой близости от границ КНДР? Не стоит ожидать, подчеркивает автор, что Ким Чен Ын станет более сговорчивым, однако политика страны по созданию как ядерного оружия, так и продвижения экономического роста столкнется с большими пробелами, поскольку развитию КНДР сильно мешают санкции. Если США уйдут с Корейского полуострова, у КНДР будет больше поводов прислушиваться к Китаю. Пхеньян, если и не откажется полностью от разработки ядерного оружия и ракет, то во всяком случае может появиться возможность договориться об их количестве.

Несомненно, члены внешнеполитического истеблишмента США, которых тянет к конфликтам, как мотыльков на пламя свечи, придут в ужас от одной мысли о выводе войск с Корейского полуострова, однако общественности США будет лучше, если их лидеры будут избегать, а не участвовать в конфликтах в других странах.

Таким образом, оправдания для размещения вооруженных сил США на Корейском полуострове были исчерпаны десятилетия назад; если вернуть военнослужащих домой и сократить размеры армии США, в такой же степени сократится и ноша для оборонного бюджета: более того, выход США из Южной Кореи приведет к тому, что Пхеньян больше не сможет оправдывать свои огромные расходы на оборону. Это один из тех случаев, отмечает автор, когда на Корейском полуострове возможен вариант, приемлемый для всех сторон.