Стратегия развития предпринимательства — это документ, включающий общие положения и определяющий вектор реформ, поэтому он не может подразумевать слишком большой конкретики, но все-таки хотелось бы ее побольше. Конечно, сам факт наличия такого документа внушает оптимизм и свидетельствует о том, что представители власти наконец-то официально сформулировали необходимость комплексно и системно подойти к решению проблем малого и среднего предпринимательства, осознали важность этого сектора для экономики России, заявил руководитель аудиторско-консалтинговой группы «АИП» Сергей Елин, комментируя корреспонденту ИА REGNUM утверждение стратегии развития малого предпринимательства до 2030 года.

«Хотелось бы надеяться, что за стратегией последует реальная работа профильных ведомств, будет совершенствоваться законодательство, снижаться административная нагрузка; все это зависит уже от представителей исполнительной власти, в том числе и на местах», — сказал эксперт.

«В стратегии вызывает вопросы раздел «Предсказуемая фискальная политика». В документе не содержится гарантий неизменности налоговых условий на период 2030 года, а «предсказуемость» все-таки может подразумевать в том числе и серьезные изменения,

Хотя нужно отметить и то, что в стратегии также говорится о необходимости принять решение о сохранении моратория в отношении увеличения налогов, уплачиваемых малыми предприятиями, на долгосрочную перспективу. Вопрос в том, будет ли принято такое решение, и даже если будет, то насколько эффективно это заработает на практике? Ведь даже действующий мораторий на налоговую нагрузку отчасти был нивелирован косвенным повышением налогов (торговый сбор, отмена льгот по налогу на имущества для упрощенцев, «Платон» и т.п.). А стабильность — это одно из ключевых условий благоприятного бизнес-климата», — подчеркнул Елин.

«В результате реализации мероприятий Стратегии планируется провести мониторинг деятельности для предпринимателей, работающих на ЕНВД и, скорее всего, при положительных выводах будет расширен перечень видов деятельности, где этот режим может быть применен. Это было бы позитивным фактором, так как для большинству предпринимателей эта система налогообложения удобна и проста с точки зрения администрирования для налоговых органов», — считает эксперт.

«При этом в документе ничего не сказано о совершенствовании других специальных налоговых режимов для малого бизнеса, таких как патентная и упрощенная система налогообложения, которые, также хорошо себя зарекомендовали и было бы логично расширить большему числу малых предприятий доступ к ним. Это можно сделать за счет увеличения пороговых сумм для применения УСН, предоставления права на одновременную работу на упрощенной системе налогообложения и применения вычетов по НДС, если компания на упрощенке вынуждена выставлять счета-фактуры своим контрагентам, становясь плательщиком НДС. Это очень актуально, к примеру, для производителей, оптовой торговли, строительных компаний, всех тех кто ориентирован на корпоративного клиента», — пояснил Елин.

«Положительным шагом было бы расширение льгот по отчислениям во внебюджетные фонды: это позволило бы вывести из тени тех, кто до сих пор там находится, и одновременно создать более благоприятные условия для развития. В любом случае утверждение стратегии — это однозначно шаг вперед на пути поддержки малого и среднего бизнеса в России», — резюмировал эксперт.

Читайте также: К 2030 году число малых предприятий в России вырастет в 2 раза