В Уфе на отчетно-выборной конференция местной национально-культурной автономии татар Уфы (МНКАТ Уфы) деятельность автономии подверглась критике со стороны уфимских активистов Татарского общественного центра (ТОЦ). Как заявили ИА REGNUM активисты ТОЦ, главные проблемы татар Уфы и всей Башкирии лежат в языковой плоскости и вызваны отсутствием в республике у татарского языка соответствующего статуса.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, по мнению НКАТ и других татарских общественников, языковые и культурные проблемы татар Башкирии могло бы решить создание качественного татарского национального образования; организация теле‑ и радиовещания на татарском языке; создание достаточного количества культурных и театральных центров для татароязычных жителей республики.

В мероприятии, прошедшем в Уфимском государственном татарском театре «Нур», приняли участие заместитель мэра Уфы Сынтимир Баязитов, председатель Региональной национально-культурной автономии татар РБ, депутат Госсобрания Башкирии Римма Утяшева, видные ученые, общественные деятели, писатели, учителя, предприниматели.

«Количество учащихся татарской национальности — более 31 тысячи, — отметил Баязитов. — Для удовлетворения этнокультурных запросов учащихся татарской национальности в Уфе функционирует 10 татарских образовательных учреждений. Это — 2 татарские гимназии, Центр образования с углубленным изучением татарского языка, 3 татарские воскресные школы и 4 детских сада с татарским языком обучения».

Помимо этого, в 60 общеобразовательных учреждениях Уфы 4 тыс 321 учащийся изучает татарский язык, в 29 уфимских детских садах есть группы, где обучение и воспитание ведется на татарском языке.

Активисты уфимского ТОЦ считают такое положение дел неприемлемым и ссылаются на то, что на переменах в двух татарских гимназиях, являющихся русскоязычными школами с преподаванием татарского языка, дети разговаривают между собой на русском языке.

«Дело даже не в том, что дети на переменах мало говорят на татарском, в этих гимназиях нет татарского духа, нет гордости за принадлежность к татарской нации, — считает активист ТОЦ Рамиль Хусаинов. — Национальное сознание татских детей деформировано. В Башкирии необходимо придать татарскому языку статус третьего государственного языка наряду с русским и башкирским языками».

Один из старейших активистов татарского общественного движения республики, доктор математических наук Марат Рамазанов в эмоционально окрашенной речи напомнил собравшимся, что президент России Владимир Путин в своем выступлении перед делегатами Всемирного конгресса татар 30 августа 2002 года сказал: «Полная дурь и бред, если кто-то где-то запрещает в многонациональной стране изучать родной язык или препятствовать этому».

Как считает собеседник, МНКАТ Уфы не выполняет это указание президента РФ, так как не решает свою основную задачу сохранения и развития в Уфе татарского языка как главной составляющей национальной культуры.

«МНКАТ Уфы не работает с государственными органами республики и ни разу не выдвинула перед ними предложение о равном с другими языками статуса государственного татарскому языку, не сделано никаких запросов о предоставлении татарскому языку равного статуса с русским и башкирским языками в Башкирии, в Уфе нет даже телевидения на татарском языке, — посетовал Рамазанов. — Между тем в Уставе НКАТ подчеркивается необходимость содействия органам государственной власти и местного самоуправления в разработке и осуществлении программ в области сохранения и развития татарского языка, культуры, образования. Исходя из невыполнения положений Устава работу НКАТ предлагалось признать неудовлетворительной».

Предложение не было принято.

У русских и башкирских общественников предложение о придании татарскому статуса регионального государственного языка вызывает ряд вопросов.

«Активисты ТОЦ в Уфе против навязывания башкирского языка татарам в Башкирии, но считают нормальным ущемление образовательных прав русских школьников в Татарии, где родным языком русских учащихся официально считается татарский, — отметила представитель родительской общественности Галина Лучкина. — Что же касается татарских школ, то их в Уфе больше, чем школ с русских этнокомпонентом, поскольку, если ничего не изменилось, в Уфе всего одна такая школа, это Аксаковская гимназия. Открыть «татарский класс» в общеобразовательной мультикультурной школе ничуть не сложнее, чем русский или башкирский классы, для этого нужно лишь желание и готовность к работе со стороны родителей, а вот этого и не хватает».

«Татарский язык в Башкирии является языком внутринационального общения, и это на самом деле понимает большинство татар, — полагает политолог Евгений Беляев. — Введение же в регионе третьего государственного языка приведет лишь к увеличению учебной нагрузки, что может не лучшим образом отразиться на грамотности детей».

И русские, и татарские общественники видят корень языковых проблем в Башкирии в неверной национальной политике бывшего главы республики Муртазы Рахимова. Башкирские активисты, в свою очередь, утверждают, что придание татарскому языку статуса регионального государственного языка якобы отрицательно скажется на состоянии башкирского языка и ссылаются на то, что положение башкир в Татарии остается проблематичным.