National Interest: ЕС, скорее всего, ждет распад
Брюссель, 25 февраля, 2016, 10:45 — ИА Регнум. Перед ЕС стоит так много проблем, что прежде было почти невозможно сказать наверняка, что послужит катализатором распада блока, однако самым угрожающим кризисом, который может предопределить судьбу ЕС, является то, что премьер-министру Великобритании Дэвиду Кэмерону не удалось добиться уступок от Брюсселя, пишут Джон Гиллингем и Мариан Тьюпи для National Interest.
Не кризис с беженцами, не разваливающаяся банковская структура, не недоверие общественности к политическому истеблишменту авторы считают самыми опасными для ЕС, а то, что глава британского парламента не смог добиться лучших условий для Великобритании. И вызвано это, считают авторы, тремя причинам.
Во-первых, глубокая реформа отношений Лондона и Брюсселя, о которой говорил Кэмерон, всегда была невозможна, поскольку для неё требовалось «изменить договор» с каждой из 28 стран-членов, что попросту не представляется осуществимым: для этого необходимо одобрение либо парламентов стран, либо положительные результаты на национальных референдумах, которых страшно боятся в Брюсселе. В ЕС просто нет желания идти на риски для замирения Великобритании.
Во-вторых, Кэмерон был готов пойти на компромисс, но ему не удалось получить большую часть того, что нужно, поскольку в Брюсселе опасаются, как бы другие страны-члены блока не последовали примеру Лондона и не потребовали таких же уступок. Такой шаг превратил бы ЕС в «шведский стол», в рамках которого каждая страна смогла бы по собственному выбору преследовать свои интересы. Иными словами, стремление к «более близкому союзу в Европе» превратилось бы в посмешище.
И наконец, Кэмерон смог добиться лишь уступок, которые, по словам одного парламентария, являются «жидкой кашей [реформ], которую разбавили еще сильнее».
Что еще хуже, «жидкой каше» Кэмерона еще предстоит пройти через голосование в парламенте ЕС, после того как в Соединенном Королевстве пройдет референдум. Будучи суверенным органом, парламент ЕС сможет внести изменения в любое соглашение, одобренное общественностью Великобритании — неудобный и неизбежный факт, который сторонники выхода страны из ЕС будут использовать в своей кампании перед референдумом.
Когда кто-то представляет себе развал ЕС, многие думают о постепенном распаде, однако такой образ ложен, так как после британского референдума, если не раньше, с большой долей вероятности может произойти стремительный развал блока.
Как только выход Великобритании из ЕС перерастет из простой вероятности в почти стопроцентную неизбежность, бегство с корабля начнется по-настоящему. На данный момент невозможно предсказать, кто будет во главе, однако точно одно: бегство начнется.
Правительства, составленные из сторонников ЕС, уже сейчас подвергаются волне критики со стороны противников союза. Как и в Великобритании, официальные власти других стран должны будут замирять все более разгневанный электорат, обещая «лучшей сделки» с Брюсселем. Альтернатива — политическое забвение.
От правого «Национального Фронта» во Франции, левого «Podemos» в Испании до выступающих против мигрантов шведских демократов, — везде бывшие маргинальные силы станут ближе к власти.
Процесс повторных переговоров, несомненно, будет носить различный характер в каждой отдельной стране. В тех странах-членах, которым Брюссель давал финансовую помощь, скорее всего, потребуют списания долга, в других же основной темой станут вопросы внутренней безопасности. И в каждой из них, конечно же, потребуют передать полномочия обратно из Брюсселя.
Таким образом, ЕС перестанет представлять из себя субъект глобальной важности. Некоторые из его институтов будут по-прежнему существовать, как и Лига Наций, переживая все большее состояние атрофии.
Евро, скорее всего, переживет распад блока, выполняя роль параллельной валюты вместе с национальными. Несмотря на то, что никому не дано предугадать, как будут развиваться события после распада ЕС, можно, тем не менее, сделать несколько прогнозов.
Во-первых, некоторые полномочия, взятые на себя ЕС, могут перейти другими международными организациями, такими как ВТО.
Во-вторых, для нормализации отношений после развала ЕС могут потребоваться громадные дипломатические меры, схожие с теми, которые принимались в Сан-Франциско при основании ООН, а также в Бреттон-Вудсе, где была заложена основа современной финансовой системы. И собравшиеся на таких переговорах государственные деятели, при верной их организации, могут действовать решительно.
Обеспечение успешного перехода к мировой системе после развала ЕС имеет громадную важность. Рост взаимозависимости, вызванной глобальной торговлей, продолжится с или без ЕС. В этом случае положительного исхода в новой системе каждой стране достанутся крупные приобретения, а также будет возможность побороться и за еще большие.
Таким образом, нет причин полагать, что закат ЕС обязательно означает закат Европы. Может статься, что все будет наоборот.
- Директора филиала «Ставэлектросети» уволили за корпоратив со стриптизёршами
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Трамп заявил, что готов к встрече с Путиным по Украине — 1033-й день СВО
- В Госдуме назвали слухами предположения о возможной блокировке WhatsApp*
- Генпрокуратура РФ внесла представление главе ДУМ из-за фетвы о многожёнстве