Шабанов: «После решения вопроса по Сирии будет война за Центральную Азию»
Бишкек, 29 января, 2016, 15:36 — ИА Регнум. «Благополучие региона серьезно завязано с финансовым благополучием самой России. И я имею в виду не взаимное проникновение экономик, а способность Москвы прокормить политические элиты и группы Киргизии и Таджикистана», — заявил аналитик, президент Consultations on international policy and economy Фикрет Шабанов в интервью корреспонденту ИА REGNUM.
ИА REGNUM: Чем объясняется поспешная денонсация договора о строительстве Россией ряда крупных гидроэнергетических объектов в Киргизии?
Россия не может оплатить этот дорогостоящий проект. Это значит, что власти Киргизии не получат деньги, на которые рассчитывали. Текущие средства для сохранения существующего политического режима у Бишкека заканчиваются, и нужны новые варианты финансовой подпитки. Проще всего такие коррупционные схемы встраиваются в глобальные проекты, финансируемые извне. В случае с Киргизией — это строительство ГЭС, железной дороги и тому подобного.
Президент Алмазбек Атамбаев и его окружение понимают, что политическую элиту нужно кормить вовремя, чтобы самим не быть съеденными. Если перекрыть доступ к кормушке — переворот созреет за несколько дней.
Вторая сторона, непосредственно заинтересованная в срыве проектов строительства ГЭС — Узбекистан. В Ташкенте совершенно справедливо опасаются, что воды в случае реализации проекта на всех не хватит.
Кроме того, существует ряд противоречий между Узбекистаном и Москвой по более глобальным геополитическим аспектам.
Сейчас Россия хочет заключить договор с лидерами движения «Талибан», чтобы сохранить влияние в Афганистане. Узбекистан против подобных инициатив. Свое несогласие Ташкент демонстрирует активизацией контактов и расширением сотрудничества во всех сферах с США (госсекретарь Джон Керри посетил Узбекистан с официальным визитом в ноябре 2015 года. — Прим. ИА REGNUM ). На встречах обсуждались вопросы оказания военно-технической и информационной поддержки правительству Узбекистана, чтобы последние могли расширить влияние США и Запада в регионе, а также сохранить политическую и экономическую власть.
Сейчас Ташкент и Вашингтон «вытанцовывают внешнеполитическую ламбаду» друг перед другом. В начале года завершились консультации сторон, итоги которых не афишируются. Можно предположить, что влиятельные узбекские политики, уполномоченные вести переговоры, пытаются решить одновременно несколько вопросов: и личные вопросы семьи президента, и отстоять государственные интересы. Что фактически означает одно и то же на постсоветском пространстве.
ИА REGNUM: О каких «личных вопросах семьи» вы говорите?
Американцы дали понять Ташкенту, что станет возможно возвращение миллиардов Гульнары Каримовой, и международные акты по юридическим преследованиям в мире, связанные с Узбекистаном и ее руководством. На официальный запрос Узбекистана дан предварительный неофициальный положительный ответ.
После урегулирования вопроса по Сирии в конце января — начале февраля этого года, когда США и Россия подпишут договор о цивильной передаче власти от Башара Асада, начнется самая главная война. Война за Центральную Азию.
Именно Киргизия является одним из форпостов «красной черты» на пути Китая.
Благополучие региона серьезно завязано с финансовым благополучием самой России. И я имею в виду не взаимное проникновение экономик, а способность Москвы прокормить политические элиты и группы Киргизии и Таджикистана.
А вот с Узбекистаном отношения сложнее. Эти бывшие союзные государства находятся в разных векторах политического влияния. Сейчас же из-за финансового кризиса влияние Москвы на регион уменьшилось — деньги, которые платили лидерам Центральноазиатских государств за лояльность, заканчиваются.
ИА REGNUM: Захочет ли Россия в условиях кризиса кормить политические элиты Центральной Азии?
Экономическая ситуация однозначно внесет свои коррективы в планы Москвы. Тем более, что наступивший 2016 год будет переломным для России в экономическом плане. И я не имею в виду прорыв и выход из кризиса. Страна «проест» свои ресурсы и деградирует. Вероятно, вернется к аграрному существованию на промышленно-примитивном уровне.
На описанную ситуацию накладываются дополнительные, более мелкие интересы лидеров Центральной Азии. У власти Киргизии, например, цели простые и понятные — взять как можно больше денег у России, пока они еще есть, чтобы сохранить свою власть. После чего параллельно продолжать торговаться через Турцию с США.
У Узбекистана цель — получить гарантии на прекращение юридических преследований в мире, связанные с желанием ее руководства сохранить свою власть и реализовать операцию «преемник». Вернуть деньги Гульнаре Каримовой, обеспечить вывоз личных капиталов из страны и получить гарантию на их неприкосновенность.
Ведь руководство Узбекистана понимает, что ему нужно уходить, но перед этим нужно поставить у руля человека, который не станет проводить политику преследований бывшего руководства страны и его семьи. В этом нынешнему президенту Узбекистана могут помочь только Запад и США, мировые гегемоны политики и финансов мира, имеющие стратегический интерес в этом регионе.
ИА REGNUM: Какая цель у Таджикистана и Казахстана?
Ситуация в Казахстане и Таджикистане похожа на узбекскую. Политические элиты этих республик стремятся получить гарантии на прекращение юридических преследований в мире, связанные со своими странами и руководством, а также сохранить свою власть и реализовать операцию «преемник» или тотальную племенизацию политической власти, обеспечить вывоз личных капиталов из страны и получить гарантию на их неприкосновенность.
Также у Таджикистана есть географическое преимущество — это стык Ирана, Афганистана, Китая и Узбекистана — все, что является теперь ареалом важного геостратегического интереса США и Запада.
Казахстан, равно как и Узбекистан, будет экономическим локомотивом будущих переформатированных государств Центральной Азии.
ИА REGNUM: Если у России нет денег, то возможен ли вариант распределения сфер влияния между, например, Москвой и Пекином?
Это наиболее вероятный вариант. Россия возьмет на себя военно-политический аспект, ведь это единственный шанс сохранить влияние в регионе. Китай станет конторой по выдаче денег.
Для военного сотрудничества с государствами Центральной Азии у Москвы есть все условия. Так называемое наследие Советского союза — за 70 лет в регионе сформировалась военная элита, которая связана с аналогичными структурами России. Не только в плане агентурной работы, но и в аспекте методов ведения работы и технического оснащения.
На фоне внешней угрозы — усиления роли террористических движений, российские власти понимают, что дальнейшее развитие исламской дуги в ее радикальной форме будет давить на Россию и в том числе через страны Центральной Азии. Поэтому Москва заинтересована в сохранении подконтрольных властных режимов в регионе с целью формирования «прокладочных территорий».
ИА REGNUM: Как вы считаете, для чего ей это нужно?
Чтобы задержать радикалов на подступах к собственным границам. В крайнем случае, Россия пойдет на военное обострение на чужих территориях, чтобы защититься. Москва попытается законсервировать свое внутриполитическое состояние демократии по западным стандартам, чтобы сохранить сложившуюся политическую систему.
По большому счету, такого наплевательского или если говорить более привычными словами — коммерческого подхода к региону, ради сохранения собственного государства и ослабления конкурентов, придерживаются все большие игроки. Это Россия, США, Китай и Турция.
ИА REGNUM: На каких условиях Китай возьмет на себя финансовое обеспечение Центральноазиатского региона?
Сейчас Китай активно осваивает территорию Центральной Азии путем захвата финансовых и стратегическо-сырьевых сфер экономики — то, что раньше делали США. Зависимость Центральноазиатских республик достигается за счет выделения кредитов. Это долговая кабала, из которой государства в силу слабости собственных экономик не выберутся никогда.
Наиболее вероятный механизм реализации этого плана в отношении Киргизии — это строительство железной дороги в рамках Экономического пояса Шелкового пути.
Идет захват сырьевых и стратегических ресурсов. А для того, чтобы добытое сырье вывезти в Китай, в странах региона не создаются никакие производственные мощности.
Этот метод имеет только один минус. Он называется ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории России и в странах Центральной Азии. — Прим. ИА REGNUM ). Террористы не читают международных договоров, и им наплевать на то, кто кому сколько должен. А радикалы — хороший инструмент в умелых руках, в данном случае США, для сдерживания аппетитов КНР.
ИА REGNUM: Могут ли Россия и Китай договориться о совместном противостоянии США?
Пытаются. Но Пекин — очень прагматичный партнер. Сегодня он друг, а завтра нет. Если Россия ослабнет достаточно сильно, то Китай не задумываясь «откусит» богатую ресурсами Сибирь. А часть России — это гораздо больший кусок пирога, чем вся Центральная Азия вместе взятая.
США не мешают Китаю «кормить» регион. Ведь при таком раскладе сохраняется возможность манипулировать и сталкивать Москву и Пекин. Если к 2030 году получится реализовать конфликт и расколоть Центральную Азию, то это будет делаться руками Китая. Часть государств просто заберут «за долги» перед Поднебесной.
Для того, чтобы России что-то противопоставить этому неофициальному союзу, ей нужно срочно находить деньги. Сейчас Москва запустила процесс под названием «облегчение государственного бремени от убыточных структур». Но на самом деле происходит продажа высоколиквидных, прибыльных предприятий.
Рано или поздно товар закончится, продавать будет нечего. Тогда Россия либо перестроится, либо расколется на несколько частей. Последний вариант очень усердно прорабатывают и лоббируют и Вашингтон, и Пекин.
- Киев обратился к ЕС из-за слов Фицо о прекращении энергопоставок на Украину
- МИД РФ призвал Афганистан и Пакистан к диалогу на фоне эскалации на границе
- В Петербурге юношу осудили на 8 лет за связь с украинскими террористами
- Восемь жителей Горловки пострадали от атак со стороны ВСУ за сутки
- В Швеции начали поиск земли под кладбища на случай возможной войны