Операторы телевещания сегодня, 7 декабря, попросили президента страны отменить принятые поправки в закон «О телерадиовещании». Портал «Республика» предполагает, что после введения их в действие «операторы кабельного телевидения, скорее всего, исключат из вещания иностранные телеканалы, оставив только казахстанские», а российские телекомпании будут вынуждены «отдать под управление казахстанцев свои представительства в республике».

Ольга Диденко, юрист Internews Kazakhstan, объясняет, что иностранные каналы продолжат вещать, но работать им станет сложнее и дороже. Регулирование их деятельности претерпит изменения как в организационной, так и в содержательной части.

ИА REGNUM: Ольга, о каких законодательных изменениях в отрасли идет речь?

В конце октября этого глава государства подписал Закон Республики Казахстан (РК) от 24 октября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам информатизации». Он предполагает внесение изменений и дополнений в Закон РК от 18 января 2012 года «О телерадиовещании».

Эти поправки предполагают следующее:

  • изменение в правовом регулировании деятельности иностранных телеканалов, осуществляющих вещание на территории Республики Казахстан;
  • оказание помощи социально уязвимым группам населения при переходе на цифровое аналоговое вещание — обеспечение приставками за счет средств бюджета.

Параллельно был принят Закон РК от 29 октября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам предпринимательства». Этот закон предполагает тоже внесение изменений в Закон РК от 18 января 2012 года «О телерадиовещании» по вопросам распространения рекламы операторами телерадиовещания.

ИА REGNUM: Что меняется для иностранных каналов? Будут ли они продолжать вещание?

Принятые поправки не означают исключение из зоны казахстанского вещания иностранных теле-, радиоканалов (в большей степени — российских), однако принятые дополнения серьезным образом могут сказаться на присутствии в Казахстане популярных иностранных телеканалов.

Поправки касаются процедуры регистрации теле-, радиоканалов как иностранных средств массовой информации, которые распространяются на территории Казахстана. Поправки будут введены в действие с 1 января 2017 года. Сейчас тоже есть обязательная процедура постановки на учет иностранных телеканалов. Комитет по связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Казахстана ведет специализированный реестр иностранных теле-, радиоканалов, прошедших процедуру постановки на учет в качестве иностранного СМИ.

Разница между существующей процедурой постановкой на учет и той, которая будет действовать с 1 января 2017 года, в следующем. Сейчас для постановки на учет иностранного теле-, радиоканала достаточно заявления от его представителя и соблюдения несложных процедур — написать заявление определенной формы и приложить документы, подтверждающие права собственника телеканала, плюс приложить документ об оплате сбора за постановку на учет СМИ.

После введения поправок процедура сильно осложнится. Во-первых, собственники иностранных теле-, радиоканалов должны будут в обязательном порядке открыть и содержать свое представительство на территории РК, и только при наличии представительства иностранного телеканала можно будет осуществлять его постановку на учет и, в конечном итоге, распространять сам канал на территории Казахстана. Для собственников иностранных теле-, радиоканалов это означает дополнительные расходы на содержание офиса, штата представительства, дополнительные налоги.

Во-вторых, изменения коснутся иностранных теле-, радиоканалов с государственным участием, а также аффилированных с ними лиц. От них потребуется создание не просто представительства, а полноценного юридического лица, в уставном капитале которого 80% акций (долей, паев) должны принадлежать казахстанским юридическим или физическим лицам и не более 20% — иностранным юридическим лицам.

Как повлияют данные поправки на количество иностранных СМИ и их присутствие в телевизионном пространстве, можно будет определить только через полгода-год после введения их в действие, то есть в течение 2017 года. И если сейчас в реестре иностранных теле-, радиоканалов 254 канала, то потом их количество либо сильно сократится (что будет означать сокращение вещания иностранных теле-, радиоканалов на территории РК), либо останется на этом же уровне (что будет означать, что ужесточение законодательных требований не повлекло сокращения присутствия иностранных теле-, радиоканалов).

Еще одним ограничением можно считать проведение экспертизы продукции иностранного теле-, радиоканала на предмет соответствия законодательству РК. Это тоже поправка, которая вводится в действие с 1 января 2017 года. Посмотрим, как она повлияет на количество иностранных теле-, радиоканалов, вещающих на территории РК.

ИА REGNUM: Как Вы прокомментируете мнение о том, что российские телекомпании будут вынуждены отдать под управление казахстанской стороне свои представительства в Казахстане?

Это не совсем так. Свои представительства на территории РК должны будут открыть иностранные теле-, радиоканалы с частным капиталом. Представительства не являются юридическими лицами, в соответствии с Гражданским кодексом РК.

Государственные же иностранные теле-, радиоканалы должны будут образовать полноценное казахстанское юридическое лицо, в котором им будут принадлежать только 20% уставного капитала, а 80% — казахстанским юридическим и физическим лицам. Это очень простое изложение этой схемы. Но, поскольку речь идет об иностранных теле-, радиоканалах с государственным участием, то мне кажется, это договоренность достигнута на высшем политическом уровне и государства-владельцы медиа-активов не очень будут возражать против такой схемы.

Есть определенные ограничения в отношении назначения руководителей созданных юридических лиц. Закон определяет, что руководителем указанного юридического лица и (или) лицом (редактором), осуществляющим подготовку и выход в эфир теле-, радиоканала, не могут быть:

1) граждане, признанные судом недееспособными;

2) граждане, имеющие на момент назначения судимость, которая не снята или не погашена в установленном законом порядке;

3) иностранцы либо лица без гражданства;

4) граждане, являвшиеся главными редакторами (редакторами) средств массовой информации, по вине которых выпуск (выход в эфир) средства массовой информации был прекращен решением суда в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения суда.

ИА REGNUM: Какие еще значимые изменения влекут за собой принятые поправки для игроков рынка и телезрителей?

Отметим еще два аспекта.

Первый касается операторов телерадиовещания, которые с 1 января 2016 года не должны будут допускать распространение рекламы при ретрансляции иностранных теле-, радиоканалов. Это, конечно, несколько странное положение и не совсем понятно, было ли оно согласовано с участниками рынка в момент его разработки. Насколько я знаю, казахстанские операторы телерадиовещания сейчас требуют отменить эту норму, поскольку не знают, как ее реализовать на практике. Для того чтобы выполнить это требование, необходимы дополнительные финансовые расходы, организационные, технические и кадровые усилия.

Второй аспект касается перехода на цифровое вещание, которое ожидается в ближайшее время. Речь идет об обеспечении приставками — телевизионными декодерами — социально уязвимых слоев населения РК. Теперь в этот процесс внесена хоть какая-то ясность. Определено, что обеспечение приставками производится из расчета одна приставка на одного заявителя, обратившегося от себя лично или от имени семьи и других лиц, постоянно проживающих с ним совместно. Обеспечение приставками является единовременным и повторно не поставляется получившему ее заявителю, членам его семьи и другим лицам, постоянно проживающим с ним совместно.

Напомним, подписанный президентом Нурсултаном Назарбаевым закон вводится в действие с 1 января 2016 года. С положениями документа можно ознакомиться здесь.