В Латвии не ожидают сокращения российского транзита

Украинский кризис «парадоксальным образом» помогает морским гаваням Латвии нарастить перевалку российских грузов, пишут «Бизнес-Вести». Как заявил в интервью изданию министр сообщения Латвии Анрийс Матисс, Белоруссия и Россия перенаправили часть своих грузов, которые ранее экспортировались через Украину, на латвийские порты. Матисс рассказал, что сокращения российского грузопотока, который во многом обеспечивает работу местных портов и железной дороги, не ожидается.

Как отмечает издание, негативные прогнозы в отношении транзитной отрасли Латвии не сбылись. «В прошлом году транзит российских грузов увеличился на 6,7% и достиг 42 млн тонн. Это хороший показатель», — отметил Анрийс Матисс, недавно встречавшийся в Москве со своим российским коллегой Максимом Соколовым. По словам министра, у латвийской стороны «нет серьезных опасений, что количество российских грузов резко снизится» в этом году. В министерстве сообщения страны надеются, что Латвия сохранит и даже улучшит прошлогодние показатели. Матисс отмечает, что латвийский транзитный коридор продолжает пользоваться популярностью у россиян, несмотря на активное развитие портов Северо-Запада РФ.

Кроме того, в Латвии в ближайшее время ждут увеличения грузопотока из Белоруссии. Пока местные порты проигрывают конкуренцию за белорусские грузы литовской Клайпеде. Тем не менее, согласно подписанному в конце 2014 года меморандуму, есть возможность увеличить перевалку белорусских нефтепродуктов через латвийские морские гавани на 3 млн тонн, используя уже существующую инфраструктуру. Если же в Рижском порту построить новый терминал (Белоруссия такую возможность рассматривает, отметил министр), то объёмы наливных белорусских грузов увеличатся на 7−8 млн тонн.

Напомним, что в конце прошлого года был подписан меморандум о взаимопонимании между министерством сообщения Латвии и министерством иностранных дел Белоруссии о сотрудничестве в области транспорта и транзита грузов. Белоруссия является крупным экспортёром нефтепродуктов в направлении латвийских портов, конкурирующих за грузы на Балтике с российскими морскими гаванями.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в августе латвийские портовики опасались остановки транзита российского угля через Рижский порт. СМИ сообщали, что Латвия потеряет большую часть грузопотока с российской стороны из-за решения РЖД начать ремонтные работы в связи с плохим состоянием железнодорожных путей, соединяющих прибалтийскую страну и РФ.

В РЖД эту информацию сразу же опровергли, а не так давно Латвийская железнодорожная госкомпания Latvijas dzelzceļš (LDz) заявила: ремонт железной дороги не повлиял на грузопоток из России. Как отмечают латвийские СМИ, в первой половине сентября показатели грузооборота были даже лучше, чем годом ранее. За период с января по август 2015 года объёмы грузов, перевезённых LDz, сократились всего на 1% по сравнению с 2014 годом.

Как отметил в интервью Анрийс Матисс, в случае полной остановки отправки грузов из России (если вдруг до этого доведет «война санкций») латвийская железная дорога «станет в пять раз меньше, а её тарифы — в пять раз выше».

Мурманский транспортный узел завяжут китайцы?

На прошлой неделе в Мурманске состоялось заседание совета директоров управляющей компании «Мурманский транспортный узел» под председательством вице-президента ОАО «РЖД» Виктора Степова.

На заседании обсуждались, в том числе и направления работы с китайскими инвесторами. «Развитие Нового шёлкового пути из Китая в Европу возможно по нескольким вариантам, включая и северное направление», — цитирует Степова издание «Мурманский вестник». Перспективы Мурманского транспортного узла представят китайскими партнёрам на Мурманской международной деловой неделе, которая пройдёт с 16 по 20 ноября.

Отметим, что китайские инвесторы проявляют интерес к российским «арктическим» проектам. В начале сентября в Пекине (КНР) между Китаем и Россией было подписано соглашение о совместной реализации проекта строительства железнодорожной магистрали «Белкомур». Предполагается, что китайская компания «Poly Technologies, Inc» станет генеральным подрядчиком проекта: примет участие в финансировании, проектировании и строительстве новых участков (712 километров магистрали) и модернизации действующих отрезков (449 километров железной дороги). Кроме того, в августе представители «Poly Technologies, Inc» посетили с визитом Архангельскую область, чтобы оценить перспективы проекта строительства глубоководного района Архангельского морского порта.

Напомним, что проект развития Мурманского транспортного узла (МТУ) предполагает создание транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива, а также строительство угольного и нефтяного терминалов. В регионе должен появиться действующий круглогодично глубоководный морской хаб — центр по переработке различных грузов, интегрированный в международный транспортный коридор «Север-Юг».

Ранее сообщалось, что реализация проекта по строительству угольного терминала «Лавна» мощностью 18 млн тонн в рамках МТУ отложена из-за ухудшения конъюнктуры рынка. Инвесторы сомневаются в рентабельности проекта и хотят получить гарантии правительства на софинансирование, писала газета «Коммерсантъ». В марте 2015 года стало известно, что у проекта сменился инвестор: на место российской угольной компании «Кузбассразрезуголь» (КРУ) пришла Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).

Виктор Степов во время своего визита в Мурманск признал, что экономическая и геополитическая ситуация повлияла на проект развития транспортного узла в регионе: «уголь [раньше]шёл сюда, теперь уголь хочет пойти в другое место». То же самое касается и нефти, отметил вице-президент РЖД. Ситуация на рынках влияет на то, с какой скоростью реализуется проект. «Потому что никто не будет вбрасывать деньги в то, чтобы построить, а потом пусть это годиков пять постоит», — пояснил Степов.

Напомним также, что в начале апреля губернатор Мурманской области Марина Ковтун заявила о том, что задача по перевозке угля в концепции МТУ «уходит на второй план». Теперь местные власти делают акцент на «арктической» составляющей проекта. «Речь идёт о возможностях для нефтегазовых компаний разместить мощности на западном берегу Кольского залива, о встрече арктической нефти», — отмечала ранее Ковтун.

Литва хочет стать для Китая западными воротам в Европу

Министр транспорта и коммуникаций Литвы Римантас Синкявичюс представил возможности для литовско-китайского сотрудничества на выставке China Silk Road International Logistics Expo, которая состоялась на прошлой неделе в Ляньюньгане (КНР).Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе министерства транспорта и коммуникаций Литвы, китайские партнёры подтвердили своё намерение сотрудничать с прибалтийской страной.

Римантас Синкявичюс и вице-губернатор провинции Синьцзян Мутелифу Хасиму обсудили возможность создания совместной рабочей группы по транспортному сотрудничеству между Литвой и Синьцзяном — регионом, население которого составляет 23 млн человек.

Литва намерена внести свой вклад в реализацию новой китайской стратегии Шёлкового пути, отметил Синкявичюс. «Синьцзян активно участвует в национальной программе Шёлкового пути, поэтому для Литвы важно развивать сотрудничество с этой провинцией Китая», — заявил министр.

В ходе встречи стороны обсудили возможности для экспорта товаров из Синьцзяна в Европу через территорию Литвы и перспективы контейнерного поезда «Сауле», который соединяет страны Европы и Китай. Власти китайской провинции поддерживают инициативу Литвы продлить маршрут поезда до города Урумчи, который намерен стать крупным транспортным центром.

В Литве надеются, что Урумчи станет восточными транспортными воротами для Китая и других стран Азии, в то время как литовский Каунас вместе с Клайпедским портом — западными воротами КНР в Европу.

В будущем планируется создать в Балтийском регионе логистический центр по распределению грузов из КНР в страны Европы. Как отметил Синкявичюс, товарооборот между Европой и Китаем растёт быстрыми темпами: в 2014 году он составил примерно 500 млрд евро.

Несколько лет назад Балтийский регион уже упоминался в экономической стратегии КНР «Один пояс, один путь», напоминают в литовском ведомстве.

«Литва — это страна, которая наиболее громко разоблачает «преступления коммунизма в публичной риторике. Запрещает коммунистические символы, требует осудить «зверства коммунизма» и т.д. При этом, в вопросе зарабатывания денег за счёт китайского транзита, литовские политики сразу забывают про все свои требования и негодования, что лишний раз подчёркивает, что весь этот «антикоммунистический фронт» развёрнут только в одну сторону — России», — так в интервью ИА REGNUM прокомментировал желание Литвы развивать связи с Китаем политолог Сергей Артёменко.

Таллинский порт: больше никакой политики

Министр экономики и коммуникаций Эстонии Кристен Михал на прошлой неделе утвердил новых членов совета ГАО «Таллиннский порт» (в госкорпорацию входят пять портов: в Таллине, в Мууга, Палдиски, Пальясааре и на Сааремаа — прим. ИА REGNUM), среди которых больше нет ни одного политика, сообщает эстонский портал rus.err.ee. В новый совет Таллиннского порта вошли адвокат Ааре Тарк, аудитор Урмас Каарлеп, предприниматели Март Луйк и Юллар Яаксоо, канцлер министерства экономки и коммуникаций страны Мерике Сакс и вице-канцлер министерства финансов Агрис Пеэду.

Как пояснил министр экономики и коммуникаций Кристен Михал, в краткосрочной перспективе у новых членов совета будет две основные задачи — оценить ущерб, который был нанесен предприятию бывшим руководством компании, арестованным по подозрению в коррупции, нормализовать работу порта, а также выбрать нового председателя правления.

Наблюдательный совет Таллинского порта уже объявил конкурс на позицию председателя правления предприятия. Обязательным условием для потенциальных кандидатов является «безупречная деловая репутация», следует из сообщения на сайте госокрпорации.

Напомним, что о коррупционных делах в Таллинском порту стало известно в конце августа, когда полиция безопасности Эстонии (КаПо) задержала подозреваемых в получении взятки председателя правления порта Айна Кальюранда и члена правления Аллана Кийла.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, по данным КаПо, речь идёт о неоднократном получении руководством порта крупных взяток размером до 40 тысяч евро. Всего по этому делу арестовано восемь человек. После громких задержаний эстонские СМИ со ссылкой на собственные источники заявили: как минимум 15 последних лет Таллинский порт тайно финансировал из своих средств две правящие партии страны — праволиберальную Реформистскую партию и Союз правых партий «Отечество — Республика». Стоит отметить, что в начале сентября Аллана Кийля исключили из Партии реформ.

Напомним, что грузооборот Таллинского порта за первые восемь месяцев этого года упал на 21,7% до 15,2 млн тонн.