На территории подмосковного города Жуковского появится авиационный кластер: в этом году будет завершено строительство штаб-квартиры Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), реконструирована взлётно-посадочная полоса, ангары по ремонту самолётов и инфраструктура. Об этом сегодня, 28 августа корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе ОАК. До сих пор этот наукоград никогда не был ни центром авиастроения, ни транспортным узлом.

28 августа ОАК, правительство Московской области и Агентство стратегических инициатив подписали соглашение о создании авиационного кластера на территории Жуковского. Город планируют сделать «одним из приоритетных регионов развития отечественного авиастроения». В этом году ОАК завершит строительство штаб-квартиры, а также реконструкцию взлётно-посадочной полосы и необходимой инфраструктуры. Соглашение подписали губернатор Московской области Андрей Воробьёв, президент ОАК Юрий Слюсарь, глава Жуковского Андрей Войтюк, гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин, ректор Московского авиационного института Анатолий Геращенко, ректор Московского физико-технического института Николай Кудрявцев, гендиректор Центрального аэрогидродинамического института им. Н.Е.Жуковского (ЦАГИ) Сергей Чернышёв и гендиректор Научно-инженерной компании Александр Корнеев.

«Инвестиции в модернизацию инфраструктуры предприятий ОАК в Жуковском превысили 10 млрд рублей, мы открываем штаб-квартиру, создаём более двух тысяч современных рабочих мест. Внедрение программ по обучению и профориентации молодёжи, создание условий для развития идей и новых технологий создаёт хорошую платформу для развития региона в следующие годы», — заключил президент ОАК Юрий Слюсарь.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, самолёты в городе Жуковском никогда не строили. Тут их разрабатывают и испытывают, а также занимаются ремонтом и доводкой единичных экземпляров. Ни один советский или российский самолёт не получил «путёвку в небо», не пройдя через жуковские институты. В 1941-м эвакуация ЦАГИ в Новосибирск дала старт созданию одного из крупнейших центров авианауки — СибНИА. В городе с 60-х годов расположены авиационные факультеты ведущих вузов. В 90-е годы, после многомесячных невыплат зарплат, жуковчане массово увольнялись из градообразующих институтов, и по сей день в коллективах заметна нехватка сотрудников «выпавшего поколения» 40−50-летних. В 2008 году президент Владимир Путин подписал указ о создании в Жуковском Национального центра авиастроения (НЦА): город получил 887 га новой территории под «новый город» на 60 тыс. населения для ОАК, на базе аэродрома Лётно-исследовательского института (ЛИИ) имени М.М. Громова сперва планировали создать грузовой аэропорт, затем «Ростех» решил строить там пассажирский «Рампорт». В 2011—2013 гг. к ЛИИ проложили новую дорогу от трассы М-5 «Урал». По ней удобно добираться до авиасалона МАКС, транзитом в соседний город Раменское, а также предполагается возить пассажиров в новый аэропорт. Бывшие совхозные поля, отведённые под НЦА, до сих пор остаются пустырями.

Напомним, тезис о том, что МАКС — «лицо города», в марте 2013 года опроверг профессор ЦАГИ, завкафедрой факультета аэромеханики и летательной техники (ФАЛТ) МФТИ Сергей Босняков на предвыборной встрече с олигархом Михаилом Прохоровым. Учёный попросил гостей назвать в мировой практике хотя бы один город компактного проживания ученых, который хотел бы соседствовать с грузовым аэропортом или коммерческой выставкой. Прохоров сослался на опыт западных стран: «Они удешевили инфраструктуру, и вместе с научными городами начинают развиваться бизнес, коммерция и возврат производств. Это новая фишка Силиконовой долины». «Наверное, я не всё знаю, — ответил профессор. — Но в моём представлении аэродинамическая труба — это научно, коллайдер в ЦЕРНе, компьютеры — это научно. А вот в Жуковском я не вижу ничего научного. Грузовые терминалы, выставка, дом для руководства ОАК… Если вы назовете хоть один научный проект, я вам буду признателен». «МАКС для города является его сегодняшним лицом», — ответил протеже Прохорова Игорь Новиков. «Лицо города — Т-128», — возразил Босняков. Зал, заполненный студентами и горожанами, взорвался аплодисментами. Т-128 — Трансзвуковая аэродинамическая труба.

Строительство штаб-квартиры ОАК планировалось завершить в 2013 году, об этом гласит плакат на заборе стройки.

Для реконструкции уникальной взлётно-посадочной полосы толщиной до метра необходимо строить бетонный завод. «В последний раз её ремонтировали под «Буран», — сообщил ранее ИА REGNUM бывший начальник ЛИИ Арсений Миронов. — Для этого специально построили у Москва-реки бетонный завод с железнодорожными путями и эшелонами привозили цемент, песок, гравий».

Миронов, как и многие другие эксперты, крайне отрицательно высказывался о строительстве аэропорта в институте. Мнение жителей города спросили лишь через полгода с начала стройки, проведя 20 августа публичные слушания по «Рампорту» в середине рабочего дня, в очередной раз превратив их в пустую формальность.