Благодаря россиянам Рижский порт не собирается уходить в минус

Изображение: report-e.com

Прогнозы относительно тяжёлого 2015 года для латвийского транзита в связи с геополитической ситуацией оказались сильно преувеличенными. Как сообщает ИА «РЖД-Партнер.ру», об этом на минувшей неделе заявил управляющий Рижского свободного порта Леонид Логинов. По его словам, падения грузооборота в порту не ожидается ни в нынешнем, ни в следующем году. Вместе с тем Логинов признал, что не может исключать возможность каких-то существенных перемен в отрасли в связи с политическими решениями.

Напомним, что в 2014 году объёмы перевалки грузов через Рижский порт увеличились до 41 млн тонн. По прогнозам Логинова, в 2015 году грузооборот порта останется на уровне прошлого года. Что касается 2016 и 2017 годов, то здесь можно ожидать роста, сказал управляющий портом.

Логинов пояснил, что порт успешно работает и развивает собственную инфраструктуру. Кроме того, действующие здесь стивидоры строят терминалы, и, таким образом, общими усилиями удалось достичь нынешних показателей грузооборота.

Напомним, что в 2013 году в Рижскому порту был запущен терминал по перевалке и краткосрочному хранению сыпучих минеральных удобрений Riga fertilizer terminal, 51% в котором принадлежит российскому предприятию «Уралхим» (компания является лидером в производстве аммиачной селитры в России, занимает второе место по объемам производства аммиака и азотных удобрений — прим. ИА REGNUM). Общий объем инвестиций в проект составил более 60 млн евро.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, Рижский порт в 2014 году значительно увеличил объёмы перевалки минеральных удобрений — на 33% — именно за счет активной деятельности в порту «Уралхима». В целом грузооборот Рижского порта за 2014 год вырос на 15,8% по сравнению с прошлым годом. Это очень хорошие показатели, особенно если учитывать, что транзитная отрасль Латвии переживает сегодня не самые лучшие времена.

Порты Прибалтики и Финляндии перетягивают российские контейнерные грузы

Контейнерооборот российских портов Балтийского моря продолжает падать. При этом через иностранные порты Балтики продолжает перегружаться почти 25% контейнеров, идущих в РФ, пишет ИАА «ПортНьюс».

Участники рынка в качестве основных причин подобной ситуации видят несовершенство таможенного администрирования в России, небольшие сроки бесплатного хранения на отечественных терминалах и высокие тарифы на услуги по хранению.

Издание отмечает, что по результатам 6 месяцев 2015 года через порты Прибалтики и Финляндии было перегружено порядка 94,5 тыс. TEUs контейнерных грузов, предназначенных для России. С учетом того, что контейнерооборот терминалов в Санкт-Петербурге и Усть-Луге за тот же период составил около 410 тыс. TEUs, то получится, что иностранцы «откусили» почти четверть российского «пирога». При этом контейнерооборот отечественных портов сократился почти на треть на фоне экономического кризиса и «войны санкций», в которой участвуют те же самые прибалтийские страны.

Для порта Рига российский контейнеропоток составляет более 60% от всех поступающих контейнеров, для Таллина почти 80%, для Хамины-Котки — почти треть. Получается, что иностранцы кормятся за счет россиян, а последние с этого ничего не получают.

При этом, как отмечает издание, у российских терминалов имеются все конкурентные преимущества перед иностранными. Так, они обладают современной инфраструктурой, а суда класса Panamax могут осуществлять заход в порт Санкт-Петербург с загрузкой около 3000 TEUs груженых контейнеров на борту, с учетом ограничений по осадке в 10,5 м.

По мнению экспертов, основная причина, по которой российские импортёры избегают порта Санкт-Петербург, — это условия таможенного оформления. Как отмечает руководитель отдела интермодальных перевозок Itella в России Алексей Подчуфаров, Балтийская таможня предъявляет очень жесткие требования к документам, необходимым для таможенного оформления. «Если бы грузы проходили через таможню в Санкт-Петербурге оперативно, то этот порт стал бы самым привлекательным для импорта в Россию, так как расходы на транспортировку товара через порт Санкт-Петербург до Московской области, куда доставляется большинство грузов, самые низкие», — добавляет Алексей Подчуфаров.

Участники рынка сходятся в том, что российской таможне и владельцам терминалов, складской инфраструктуры, следует отказаться от погони за сиюминутным ростом сборов или прибыли и принять стратегические решения по привлечению контейнеропотока в Россию из портов иностранных государств.

На расширение нефтяного терминала в Клайпедском порту потратят 9,5 млн евро

Литовская компания Klaipėdos nafta в 2015 году планирует начать расширение нефтяного терминала в порту Клайпеда (Литва), увеличивая возможности экспорта и импорта светлых нефтепродуктов. Как сообщили ИА REGNUM в компании, инвестиции в увеличение мощностей нефтяного терминала ориентировочно составят 9,5 млн евро.

Планируется расширить парк светлых нефтепродуктов и построить хранилища объемом до 20,6 тысячи кубометров. Расширив этот парк, компания обретет конкурентное преимущество над соседними терминалами в Балтийском регионе и таким образом укрепит сотрудничество с белорусскими заводами.

Планируется оборудовать новые резервуары для светлых нефтепродуктов, также хранилища для добавок светлых нефтепродуктов, расширить площадку для наполнения автоцистерн. Кроме того, компания планирует построить два резервуара, предназначенные для обработки мазута, пока он не будет готов к продаже. Таким образом, освободятся резервуары для темных нефтепродуктов, используемые сейчас для этой цели.

Напомним, что в марте литовская компания Klaipėdos nafta и «Белорусская нефтяная компания» после долгого времени возобновили долгосрочное сотрудничество и подписали договор о перегрузке темных нефтепродуктов в Klaipėdos nafta. В соответствии с этим договор БНК будет перевозить мазут через терминал АО Klaipėdos nafta. Кроме того, Klaipėdos Nafta и БНК уже активно сотрудничают, перегружая белорусский бензин и дизельное топливо. «Мы ведем переговоры об увеличении грузов светлых нефтепродуктов, поскольку БНК в настоящее время напрямую владеет основной частью нефти, перерабатываемой Белорусским нефтеперерабатывающим заводом, и производимых из нее нефтепродуктов», — рассказывал тогда генеральный директор АО Klaipėdos nafta Мантас Бартушка.

Напомним, что доля белорусских грузов в общей структуре перевалки через литовскую Клайпеду составляет около 35%. «Несколько лет назад переваливалось около 8,9 млн тонн грузов из Белоруссии, а сейчас — около 13 млн тонн», — отмечал ранее первый замминистра иностранных дел Белоруссии Александр Михневич.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, порты постсоветских прибалтийских республик играют ключевую роль в перевалке белорусских грузов. После ужесточения Евросоюзом экономических санкций в отношении Белоруссии (как реакции на итоги президентской кампании 2010 года) Александр Лукашенко пригрозил перенаправить белорусский транзит в порты Калининградской и Ленинградской областей, однако так и не реализовал эту идею.

«Роснефть» закрепляется в Мурманске

«Роснефть» планирует до конца 2015 года приступить к инженерным изысканиям и проектированию береговой базы в Росляково. Об этом стало известно в ходе встречи губернатора Мурманской области Марины Ковтун с представителями компании «Роснефть», сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По информации ИА REGNUM, в настоящее время сделка по отчуждению акций 82-го судоремонтного завода в пользу «Роснефти» близится к завершению. Береговая база в Росляково будет способна обслуживать геологоразведочные операции на 70 и более скважинах в год, а также обеспечивать эксплуатацию добычных платформ в западной Арктике.

«Кроме того, в Росляково будет реализована программа локализации производства ключевых элементов морской добычной инфраструктуры. Проект разрабатывается совместно с компанией General Electric», — рассказала вице-президент нефтяной компании «Роснефть» Влада Русакова. Также, по её словам, в сотрудничестве с крупными норвежскими компаниями в Росляково планируется строительство завода по производству бетонных оснований добычных платформ и завода по производству сжиженного природного газа прибрежного базирования.

Кроме того, в планах «Роснефти» — развитие существующей базы берегового обеспечения «Лавна». В ближайшее время совместно с ЗАО «Синтез Петролеум» компания планирует расширить функционал базы «Лавна» до обслуживания буровых операций на 3−5 скважинах в год. На этапе добычи будет рассмотрен вопрос о размещении на данной площадке перевалочных мощностей для углеводородов с арктических месторождений. Как отметила Влада Русакова, огромным подспорьем для данной площадки станет строящаяся в рамках проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» железнодорожная ветка на западный берег Кольского залива.

Как сообщало ИА REGNUM, правительство Мурманской области связывает немало ожиданий с воплощением планов «Роснефти». Власти Заполярья надеются, что «Роснефть», в частности, поможет сохранить в регионе особую экономическую зону. По словам первого заместителя губернатора Алексея Тюкавина, сегодня портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ) Мурманска не оправдывает ранее возложенных надежд — она попросту не работает. Отметим, что российская газовая компания «Новатэк» также рассматривает вариант вхождения в ПОЭЗ в качестве резидента.

Напомним, «Роснефть» несколько лет добивалась разрешения на разработку Арктического шельфа и создания своей базы в Росляково. Указом президента для упрощения прихода «Роснефти» в Мурманскую область с Росляково был снят статус ЗАТО.