Миллиарды китайских кредитных ресурсов могут быть выведены властями Белоруссии из заявленных проектов и использованы по своему усмотрению, считает политолог

«Итогом визита Си Цзиньпина в Белоруссию стал очередной пшик», — заявил корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог Николай Радов, оценивая итоги трёхдневного визита делегации КНР в Белоруссию.

«Ничего путного из нынешних переговоров, как и в прошлые годы, не выйдет, — уверен Радов. — Достаточно вспомнить истерию в Минске несколько лет назад, когда государственные СМИ на каждом углу кричали о $15 млрд долларов от Китая. И где они? Нет их. Всё, что получили от Пекина, сегодня можно по пальцам пересчитать, да и то не всегда хорошего качества».

«Нынешний визит — всего лишь очередная возможность белорусского руководства доказать всем, что нам есть у кого просить помощи», — сказал политолог. Он указал на закреплённый во внешнеполитической доктрине постсоветской республики принцип «многовекторности» и сомнительные выгоды сотрудничества с КНР по отдельным направлениям.

Например, отметил Радов, властям постсоветской республики не удастся пополнить ЗВР Нацбанка китайскими кредитами по СВОП-схеме. «Деньги не получится положить в ЗВР, и их надо будет рано или поздно возвращать. Возможно, Лукашенко так далеко не смотрит и ему лично всё равно, кто и как их вернёт в будущем, — считает политолог. — При этом взять денег для выплаты долгов по-прежнему неоткуда, и вряд ли удастся собрать приличную сумму через налоги, учитывая множество преференций и льгот китайских компаний в РБ».

«Пекину Белоруссия не интересна сама по себе, а лишь в связке с Россией, что и подтвердили недавние переговоры в Москве. Поэтому надеяться на улучшение ситуации при помощи китайских друзей, как и в прошлые годы, совсем не стоит. Белоруссия только ещё больше загонит себя в долговую яму, выбраться из которой уже сегодня практически невозможно», — констатировал эксперт.

Оценивая 50 подписанных по итогам визита документов на общую сумму $18 млрд, Радов отметил: «Деньги должны направляться в те предприятия, которые находятся либо за гранью банкротства, как минское ОАО „Горизонт“, либо которые принадлежат приближенным Лукашенко, как холдинг „Амкодор“. Причём и в том, и в другом случае никакого особенного интереса у китайцев к данным структурам нет. Вероятно, белорусские власти желают хоть через подконтрольные им предприятия вывести китайские средства и перенаправить их либо в свои карманы, либо кинуть подачку электорату накануне выборов».

Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень», по мнению Радова, имеет не столь триумфальную перспективу, как то пытается изобразить госагитпроп постсоветской республики. «Там всё просто — его не будет, — сказал радов. — Насколько мне известно, если КПК вдруг не даст приказ вкладываться в этот проект, то он застынет на нынешнем уровне. Китайские компании ищут всякие возможности, чтобы „спрыгнуть“, так как понимают его бесперспективность».

«Конечно, КБИП могут заставить строить. Однако дело за последний год дальше красивых слов, презентаций, документов и первого кирпича от Лукашенко так и не продвинулось, — считает эксперт. — На самом деле, в нынешних условиях строительство „Великого камня“ перестало быть интересным Пекину и существует лишь по инерции. Китайцы затягивают, белорусы нервничают, а в итоге дело никуда не движется. Если Минск не предложит чего-то более существенного, кроме земли и эфемерных льгот, то КБИП так и останется на бумаге».