Российского автобусного двигателя так и нет, скоро не останется и подмосковных автобусов ЛиАЗ: завод разваливают намеренно, считают рабочие

Крупнейшее предприятие подмосковного города Ликино-Дулёво, Ликинский автобусный завод не только сокращает сотрудников, но и планирует отказаться от бренда «ЛИАЗ». Руководство группы ГАЗ целенаправленно разваливает предприятие, уверены заводчане, рассказал сегодня, 27 апреля, корреспонденту ИА REGNUM один из кадровых работников завода.

«Зачем нам „Скания“? Надо свою марку держать, — уверен он. — Мы на наших автобусах можем битву выиграть Сталинградскую, нам только башни поставить. Вот показывали по телевизору взрыв автобуса — видно было, насколько „ЛИАЗ“ крепкий сам по себе. У него хорошая рамная основа, просто сейчас на всём экономят, и на материалах, и на людях».

С приходом в 2014 году нового директора Вадима Неверова сократился выпуск «ЛИАЗов», половина конвейера простаивает. Руководство проводит опрос сотрудников за отказ от бренда «ЛИАЗ», никак его не комментируя. Работники расценивают опросы как издевательство. В прошлом году такой же опрос проводили по поводу нового графика работы, но, несмотря на мнение работников, график изменили на неудобный: с тех пор обеденный перерыв у всех цехов — в одно и то же время, столовая переполнена, так что сотрудники не успевают поесть. В итоге многие отказались от столовой, приносят с собой «тормозки» и обедают, сидя по углам. Ехать на работу приходится по пробкам, а очень многие ездят на ЛИАЗ из окрестных деревень. Около половины рабочих сократили, остальных перевели со сдельной на почасовую оплату труда. Сегодня рабочий получает около 800 рублей в день.

Ранее Неверов возглавлял другой подмосковный автобусный завод, входящий в группу ГАЗ, — Голицынский. Сегодня выпуск автобусов «ГолАЗ» прекращён. В 2014 году «Группа ГАЗ» перевела на ЛиАЗ производство автобусов, которые ранее выпускались на Голицынском автобусном заводе. В Голицыно сохранили производство сельхозтехники, а также сервисную поддержку и продажу запчастей автобусов, которые ранее выпускались на ГолАЗе. С приходом нового директора ЛиАЗ начал выпуск автобусов «Скания». Выпуск моделей «ЛИАЗ» с 10-12 сократился до 7-8 машин в день.

""ЛИАЗы" перевели на весь импорт специально, — пояснил собеседник ИА REGNUM по поводу комплектующих. — Раньше-то всё было своё. Движки — «Ман», Германия. Хотя есть свои, ярославские, не хуже. Но специального двигателя под автобус у нас как не было, так и нет. Раньше зиловские были, немного переделанные". С начала года завод вынужден был вернуться к ярославским двигателям.

Похоже, завод готовят к продаже, полагают заводчане: новое оборудование не покупают, а помещения чистят, красят, «подновили освещение, стендики всякие рисуют».

Новый директор, сокращая местных работников, привёз с собой команду руководителей из Павлово Нижегородской области, вплоть до начальников цехов. «Нам уже в глаза говорят: „Кто вы такие тут!“» — добавил потомственный рабочий, коренной житель Ликино-Дулёво. И отметил, что приезжие, в отличие от местных, выполняют распоряжения без рассуждений. Но и душой не болеют ни за коллектив, ни за марку. Организация труда пришла в крайне упадочное состояние: «Если бы наш конвейер сегодня увидели, к примеру, представители фирмы „Мерседес“, они бы просто офонарели, мне кажется, и не смогли бы в таких условиях работать, — заключил собеседник агентства. — Молодёжь уходит с завода. Говорят, „на нас навьючивают столько, сколько мы при сделке не делали“. А зарплата упала в 2-3 раза. На сделке тысяч по сорок получали, а теперь — сто рублей в час, без переработок. Если директор не хочет платить прогрессивку, то и не платит. В итоге — тысяч 16 в месяц, хорошо, если 20».

«Все сливки снимает группа „ГАЗ“, а заводу ничего не остаётся, — отметил собеседник ИА REGNUM. — Для чего она вообще нужна, эта группа? Мы бы могли работать и без неё. Автобус стоит миллионов пять. Пара миллионов — себестоимость. Пять машин в день — 15 млн в день. Это выпускает маленький коллектив. Но, как пылесос, из нас всё высасывает куда-то наверх. И все ездят на таких машинах, как министры обороны. Все мы видим, как начальство каждый год меняет свои машины. А у рабочих, которые по 30-40 лет отработали, ничего нету. Даже пионерлагеря распродали, ещё в 90-е, при Таруленкове. Приехали сюда в рваных телогрейках, через два года у каждого новая машина и дача. Что они сделали для ЛиАЗа, чтобы так жить? Да ничего».

На профсоюз у рабочих надежды нет, из него просто выходят. Недовольные много куда писали и жаловались. «Рабочие хают Путина, до драки дело доходит, — добавил сотрудник завода. — Проблемы серьёзные, но завод может работать. Только надо его вернуть тем, кто душой за него болеет. А это местные, они живут здесь, их отцы и деды работали на этом заводе. Костяк местных специалистов пока ещё сохранился. Все мы, образно говоря, под пятой у врага. Но что ж все так подстелились-то? Что ж никто не бьётся за своё? Никто не хочет быть хозяином. Все идут в холопы. Правильно делали в 1917 году, что убирали всю эту прослойку. Им где тепло и сытно, там и родина. Они — гирей у нас на ногах, ношей неподъёмной. И милости мы от них не дождёмся».

Не приходится надеяться и на поддержку местной прессы. Независимых СМИ в городе нет. «Неверов никого не боится, — полагают заводчане. — Все говорят, это человек Одинцова. Пару раз к его приезду тут все бегали, чего-то красили». Вероятно, речь идёт о Николае Одинцове — директоре по развитию корпоративных продаж группы ГАЗ.

Найти работу в городе непросто. «Для сравнения: одно из градообразующих предприятий, Ликинскую текстильную фабрику в 1970-х после пожара отстроили за полтора года, — рассказал собеседник агентства. — А сейчас её раздербанили чебоксарские — остались одни руины, уже и стены развалились. Поувольняли сотрудников и с Дулёвского фарфорового завода, сейчас нанимают новых, зарплата — тысяч двадцать. Нового хозяина в городе не хвалят. Уникальный Дулёвский красочный завод делал золотую краску для фарфора — тоже еле жив, всё распродали-перепродали. Настоящего хозяина нигде нет».