Сессия Госсовета ознаменовалась демаршем депутатов и половины зала приглашенных, а ответы главы Чувашии на вопросы депутатов заняли почти вдвое больше времени, чем отчётный доклад

Не дожидаясь окончания первого вопроса по отчёту главы Чувашии, зал начали массово покидать приглашенные

Очередная сессия Госсовета Чувашии, открывшаяся годовым отчётом главы республики Михаила Игнатьева о работе правительства, сопровождалась чередой демаршей со взаимными личностными оценками на грани хамства. То ли это обычное весеннее обострение, то ли напряжение предвыборной гонки. Нонсенсом стал демонстративный массовый уход приглашенных — бизнесменов, руководителей ведущих предприятий, бюджетных учреждений и общественников. Обед оказался важнее не только элементарной вежливости, но и публичного уважения к руководству республики и депутатскому корпусу. По сути, Михаилу Игнатьеву плюнули даже не в спину, а в лицо. Зал наполовину опустел, администрация главы оказалась в деле показательно бессильна. Такого ещё не было, передаёт корреспондент ИА REGNUM

Прелюдия в трёх партиях была отыграна ещё до обсуждения первого вопроса. Традиционно первой политической скрипкой в оппозиционной тональности стал лидер фракции справороссов Игорь Моляков, который потребовал раздать парламентариям обращение к президенту РФ с 1 тыс. подписей против сбора средств за капремонт. Глава фракции ЛДПР Андрей Кулагин, накануне проголосовавший против сокращения зарплат депутатам, обратил внимание на долго пустующее место второго вице-спикера. На что председатель парламента Юрий Попов заявил, что «вдвоем справляемся».

«Может, вообще президиум убрать?» — иронично заметил без микрофона Игорь Моляков. «Мешкова тоже убрать?» — оживился Юрий Попов. И пояснил, что «пока воздерживаемся» от назначения «в условиях экономии бюджетных средств».

Последовавший далее отчет главы Чувашии Михаила Игнатьева занял около 40 минут и подчеркнуто пестрил достижениями за прошлый год, не отличавшимися новизной событий, характеристик и определений. Было отмечено, что в 2014 году приоритетным направлением оставалось повышение качества жизни граждан — создание высокопроизводительных рабочих мест, обеспечение социальной защищенности, повышение качества образовательных, медицинских, коммунальных услуг, сохранение и приумножение духовных и культурных ценностей, создание безопасной и комфортной среды проживания.

«Лично для себя я ничего нового не услышал. Складывается ощущение, что просто переписывают ежегодные отчеты, меняя цифры, даже стилистику не изменили. Проблем не прозвучало, куража нет», — высказал мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM лидер чувашского отделения партии «Патриоты России» Владислав Солдатов.

Каждой фракции позволили задать по три вопроса — лимит исчерпали все. И обсуждение болевых точек заняло значительно больше времени, чем «позитивный отчёт», к которому депутаты практически не обращались. Единороссы предупредительно поинтересовались ситуацией по капремонту. Михаил Игнатьев подчеркнул, что более 90% жилого фонда находится в личной собственности граждан, поэтому «они должны частично отремонтировать», хотя платит только половина населения: "Тему начинают политизировать в городах — год выборный.

Отвечая на вопрос лидера фракции КПРФ Дмитрия Евсеева о национализации заводов, Михаил Игнатьев не исключил, что «когда-то, может быть, это состоится», «хотя законодательной базы национализации в России нет и, скорее всего, не будет». «Не надо сравнивать нас с Крымом — там предприятия „лежат“, поэтому они были национализированы», — сказал глава Чувашии.

Коммунистке Татьяне Старевой руководитель республики пообещал обсудить возможность использования регионального материнского капитала на ряд других целей — в частности, на строительство бань, пристроек, гаражей. Другому члену КПРФ, Виктору Ильину, дважды пришлось озвучивать свой вопрос о том, почему так лихо несколько раз перекраивали закон о выборах, исключив в итоге выборность руководства муниципалитетов. «А что я должен делать? Не подписывать? На эту тему можно спорить, но решение принимается большинством», — пресек дебаты Михаил Игнатьев, заверяя, что с его стороны «никакого давления» не было.

Бизнесмен-справоросс Владимир Михайлов, задавая вопрос о росте налогов и апеллируя к различным нормативно-правовым документам, так и не получил однозначного ответа о моратории на новые взыскания с предпринимателей, что рекомендовал президент Путин и правительство РФ. На вопрос его коллеги Сергея Семенова о том, почему детские сады строятся и открываются "под значком «Единой России», Михаил Игнатьев ответил, что партия «проявила инициативу». «И не надо здесь перегибать палку, прошу прощения», — резко сменил дипломатическую тональность глава Чувашии.

Снял напряжение в зале Игорь Моляков, которому в ответ на вопрос Михаил Игнатьев предложил «найти 100 млн рублей спонсорской помощи» на достройку Ледового дворца, пообещав тогда открыть его в мае, а не в июне — до командного чемпионата по легкой атлетике. Зал робко зааплодировал.

«Без денег подрядчики на сегодняшний день работают», — сообщил глава Чувашии. «Я в чемпионате лучше буду участвовать», — ответил на вызов Игорь Моляков, зал расхохотался. «Хорошо, пробегитесь. В сборную команду потом включат вас», — нашёлся Михаил Игнатьев.

Однако политический джекпот достался лидеру двухчленной фракции ЛДПР Андрею Кулагину, задавшему три вопроса в формате выступления и «рассказов» — за что получил первое предупреждение. Однако слова его всё-таки не лишили. Политик высказался за отрешение от должности главы администрации Чебоксар Алексея Ладыкова, который не исполняет решение суда об отмене постановления о застройке микрорайона Кувшинка. И не исключил преступного сговора. «Это ваше мнение. Вы своё мнение можете оставить при себе», — указал Михаил Игнатьев. И отметил, что не принимал «политических волевых решений» об отставке, «чтобы не дестабилизировать ситуацию».

Отвечая на вопрос о легендарной сауне в Доме правительства (а она действительно стала легендой после того, как её сначала построили, а затем разобрали из-за публичного и правоохранительного внимания), глава Чувашии помрачнел и подчеркнул, что «ни Игнатьев, ни Моторин (Иван Моторин — глава правительства, прим. REGNUM), ни администрация никакой сауны не заказывали»: «Документы были подписаны до нас. Заказчики, их фамилии известны».

Михаил Игнатьев также категорически опроверг личную дружбу с бывшим директором «Чувашавтодора» Александром Волковым, который осуждён за хищение около 40 млн рублей. «Это никакого прямого отношения ко мне не имеет. Он не был моим другом никогда. В ином случае на публичном мероприятии, когда вы начнете обвинять, иск могу подать», — ещё более мрачно предупредил Михаил Игнатьев.

Пока депутаты дискутировали, наступило обеденное время, и аудиторию начали стихийно и дружно покидать приглашенные руководители предприятий и организаций. В том числе общественных, формированием которых непосредственно занимается администрация главы республики. Смотря на человеческий поток у двери, позорно смолчало руководство Госсовета и бездействовала администрация главы Чувашии. Зал мгновенно поредел наполовину. Сессию невозмутимо продолжили как ни в чём ни бывало, только оппозиция возмутилась неуважительным отношением.

Приглашенные могут покидать зал, когда хотят, они общественники, вынужден был объясниться Юрий Попов и свалил всю вину на только что покинувшего трибуну Андрея Кулагина. «Вы голословно выступаете, вот и ушли. Не хотели слушать эту ерунду, между нами говоря», — сказал спикер. «Немыслимое дело — уйти при первом лице!» — отреагировал позже в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Дмитрий Евсеев, заметив, что «это плевок даже не в спину, а в лицо».

«Картину маслом», как отметил один из депутатов, дополнил демарш Игоря Молякова, которого в довольно грубой форме лишили слова, когда тот поднял извечную тему «Коммунальных технологий». «Что же вы делаете?» — как-то по-детски растерянно отреагировал опытный политик. Фракция «Справедливой России» в полном составе покинула зал заседаний.

В Единый день голосования 13 сентября 2015 года жителям Чувашии предстоит избрать главу республики. Также состоятся выборы в органы местного самоуправления.