В Мурманске обсудили возможность подъема затопленных АПЛ
Санкт-Петербург, 16 апреля, 2015, 17:28 — ИА Регнум. Представители экологической организации «Беллона» и «Росатом» обсуждают в Мурманске ядерную и радиационную безопасность.
Сенаторы, атомщики, ученые, экологи и многие другие, подведут итоги выполнения проектов в губе Андреева, губе Сайда, проекта утилизации плавтехбазы «Лепсе», обсудят ситуацию с затопленными ядерно- и радиационно-опасными объектами в арктических морях и другие вопросы, касающиеся ядерной и радиационной безопасности арктического региона.
«Вопросы с обращением отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами актуальны для нашей области, как и проведение работ по реабилитации территории», — передает слова заместителя губернатора Мурманской области Григория Стратия сайт организации «Беллона».
Также, как сообщается на сайте экологической организации, одной из приоритетных задач, обозначенных в стратегии развития арктической зоны является очистка Арктики от любого загрязнения, в том числе, от радиоактивного. «Если в сфере утилизации судов и реабилитации береговых баз сейчас ведется большая работа, то последний пункт — затонувшие и затопленные объекты как-то „выпал“ из внимания», — считает заведующий лабораторией ИБРАЭ РАН Михаил Кобринский.
По данным «Беллоны», в арктических морях затоплено 17 000 контейнеров с РАО, 19 судов с РАО, 14 ядерных реакторов, в пяти из которых содержится ОЯТ, 735 единиц радиоактивных конструкций, и затопленная атомная подводная лодка (АПЛ) К-27 с двумя реакторами с невыгруженным ОЯТ, а также затонувшая АПЛ К-159.
Многие из этих объектов находятся в Карском море около архипелага Новая Земля. Они расположены в непосредственной близости от участков перспективной разработки углеводородов.
Наибольшее опасение среди российских и международных ученых вызывают именно АПЛ К-27 и К-159, поскольку на борту субмарин есть ядерное топливо, а аварийные ситуации с ними могут вызвать серьезные последствия.
По словам начальника научно-исследовательского управления НИИ спасания и подводных технологий ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» Андрея Краморенко, К-27 является наиболее опасным объектом для подъема из-за угрозы взрыва ядерного реактора. Дополнительным фактором риска является и мелкая глубина залегания — всего 30 метров.
Говоря о вариантах подъема, он отметил, что существует несколько таких вариантов. Первый вариант — подъем зарубежным крановым судном большой грузоподъемностью (в данном случае — 3 300 тонн). Это самый распространенный в мире способ, используемый десятилетиями за рубежом и в СССР и России. Так поднималась АПЛ «Курск» в 2001 году с глубины 180 метров.
Второй вариант — с применением технического средства подъема и транспортировки, имеющего опускаемый балластируемый захватный модуль. Третий — подъем с применением универсального средства подъема на основе баржи-катамарана. Четвертый — с применением стальных грузоподъемных понтонов — традиционный для нашей страны способ.
Какой из вариантов выберет Россия для подъема своих объектов будет зависеть от конкретной ситуации, но, в любом случае, этот вариант должен быть реальным и подтвержден инженерными расчетами.
«Объем затонувших объектов — это всегда риск. Лучше поднимать дорогими средствами и быстро, чем дешевыми и медленно, поскольку временной фактор в условиях Арктики очень важен», — считает Кобринский.
По его словам, Россия обладает богатым опытом по подъему объектов и может выполнить данные работы самостоятельно. Успех подъема зависит от создания дееспособной кооперации участников работ, их слаженных действий и политической воли руководителей государств освободить Арктику от ядерного наследия.
- Ругавший День Победы актер Майков пообещал россиянам свет в конце тоннеля
- В Госдуме оценили позицию Трампа по возврату Украиной новых регионов России
- Глава Калифорнии назвал пожары в штате крупнейшим бедствием в истории США
- В Бухаресте на митинг против отмены выборов вышли тысячи человек
- Ирландский журналист назвал Бориса Джонсона опасным существом