Эксперимент правительства Москвы по продаже права осуществления торговой деятельности в нестационарных торговых киосках Москвы через электронный аукцион плох не сам по себе: предпринимательское сообщество смущает то, что эта инициатива фактически быала разработана и внедрена чиновниками без учета мнения бизнеса. Такую точку зрения в беседе с корреспондентом ИА REGNUM высказал председатель комитета по потребительскому рынку Московского отделения организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Сергей Рак.

Сегодня, 13 марта, в департаменте Москвы по конкурентной политике сообщили, что в качестве эксперимента объявлены электронные аукционы по семи нестационарным объектам торговли в Центральном административном округе (Якиманка, Красносельский, Таганский, Мещанский и Басманный районы). Стартовал прием заявок для участия в торгах: они принимаются с 13 марта по 13 апреля 2015 года. Потенциальным арендаторам предлагается рассмотреть предложения по шести нестационарным объектам с назначением «Мороженое» и один киоск предназначен под продажу хлебобулочных изделий. Площадь киосков составляет от 6 кв. метров до 8 кв. метров.

«Пилотный проект властей Москвы реализуется в целях совершенствования и прозрачности порядка размещения нестационарных торговых объектов и в рамках единой политики архитектурно-художественного облика города, — заявили в ведомстве. — Новый порядок сдачи в аренду нестационарных торговых площадей должен способствовать повышению инвестиционной активности субъектов малого предпринимательства в рамках выполнения мероприятий Плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности города Москвы в 2015 году». Руководитель департамента Геннадий Дёгтев пояснил, что победителям просто нужно завезти продукцию и начать работу. Договор между городом и предпринимателем будет заключен сроком на пять лет. «Стартовая аукционная цена определена, исходя из места положения торговых объектов, и составляет от 26,7 и 37,4 тысяч рублей ежемесячно. „Шаг аукциона“ установлен в размере пяти процентов от начальной цены аукциона. Участники аукциона будут торговаться за размер ежемесячной платы», — уточнил чиновник.

«Странно то, что о начале этого эксперимента мы узнаем из прессы, — сообщил, в свою очередь, Сергей Рак. — Мы уже год направляем запросы в префектуры, в департаменты, с просьбой сообщить, какие изменения будут вноситься в постановление правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. №26-ПП (»О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности"). Это, фактически, «конституция» мелкой розницы в Москве. Ответа мы так и не получили, только туманные обещания. Мы, со своей стороны, хотели хотя бы посмотреть на эти документы, прежде чем они будут подписаны, чтобы не получилось так, как с законом о торговом сборе… Предприниматели хотели обсудить этот проект с властями, но в результате их вновь просто поставили перед фактом".

По словам Сергея Рака, формальные требования к организации электронных торгов соблюдаются, но аукционы будут проводиться не в соответствии с постановлением №26-ПП, а согласно совсем свежим документам: постановлению правительства Москвы от 11 марта 2015 г. №110-ПП «О проведении в городе Москве эксперимента по размещению нестационарных торговых объектов на основании договора на осуществление торговой деятельности (оказания услуг)» и распоряжениям департамента городского имущества Москвы от 12 марта. «Такое ощущение, что авторы этого эксперимента просто хотят запутать „противника“, то есть владельцев киосков, — отметил эксперт. — К нам обращаются предприниматели с сообщениями о том, что у них заканчиваются договоры, и они не знают, как работать дальше».

Эксперимент рискует оказаться таким же малоэффективным, как проект установки вендинговых автоматов на улицах Москвы: планы установки чуть ли не десятков тысяч таких автоматов обернулись созданием небольшой сети киосков-роботов «Всё сам», при том, что бизнес был готов развернуть гораздо более обширную сеть, и ряд предпринимателей даже закупили оборудование, отметил Рак. «Речь в рамках нынешнего эксперимента идет о скми объектах, а договоры заканчиваются у тысяч предпринимателей, и десятки тысяч работников могут потерять свои места, — подчеркнул он. — В период кризиса власти могли бы подумать об этом. Сейчас нас больше волнует не этот эксперимент, а будущее тех, кто законно работает, вложил большие деньги в бизнес и исправно платит налоги, которых лишится бюджет города».

Малый бизнес обеспокоен тем, что арендные ставки в новых киосках, вместе с торговым сбором, будут непосильной ношей для объектов, торгующих не самым дорогостоящим товаром — мороженым и хлебом. Исходя из начальной ставки торгов (а ведь она может и вырасти в ходе аукциона), аренда может обойтись в 300-400 тысяч рублей в год, не считая торгового сбора, отметил эксперт. В этом случае вряд ли оправдает себя даже экономия на оборудовании, о которой говорят авторы эксперимента. «Сам по себе электронный аукцион — неплохая вещь, но в нынешних условиях это капля в море. А экономическая ситуация сейчас такова, что стоило бы подумать не об экспериментах, а о реально существующих рабочих местах», — резюмировал Рак