Миссия наблюдателей от Шанхайской организации сотрудничества выступила с заявлением по итогам мониторинга выборов в парламент Таджикистана. Как пишет информационное агентство «Avesta», представители ШОС оценили прошедшие выборы как «транспарентные и демократичные».

Наблюдатели от Шанхайской организации сотрудничества особо отметили высокое качество организационной и разъяснительной работы Центральной комиссии по выборам и референдумам Таджикистана, а также сообщили, что предложений, замечаний и жалоб в ходе избирательного процесса в адрес миссии не поступало.

«Все мероприятия в рамках избирательной кампании проводились открыто и подробно освещались в средствах массовой информации в строгом соответствии с законодательством Таджикистана. Политическим партиям, кандидатам в депутаты были созданы равные и широкие возможности в проведении предвыборной агитации, в том числе с использованием СМИ. Также были созданы необходимые условия для объективного мониторинга наблюдателями хода избирательной кампании», — считают представители ШОС.

Иное мнение о прошедших выборах в парламент республики высказал лидер Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) Мухиддин Кабири на встрече с представителями Миссии наблюдателей от ОБСЕ, сообщил информационный портал «Asia-Plus».

В ходе встречи с лидером таджикской оппозиции наблюдатели от ОБСЕ выразили обеспокоенность результатами голосования, а Мухиддин Кабири отметил, что политсовет возглавляемого им политического объединения считает прошедшие выборы несвободными и непрозрачными, и потому ПИВТ не признает их итоги. При этом лидер партии подчеркнул, что он и его однопартийцы являются сторонниками мира и стабильности в обществе, и потому не намерены обжаловать итоги голосования.

Интересным является тот факт, что практически в это же время на страницах таджикского государственного информационного агентства «Ховар» была опубликована статья с заголовком «Провал ПИВТ закономерен», в которой было отмечено, что «итоги прошедших в Таджикистане парламентских выборов окончательно внесли ясность в вопрос расстановки политических сил в стране».

Автор материала подчеркнул, что «как и прогнозировалось, большинство голосов избирателей получила Народно-демократическая партия Таджикистана (партия власти. — Прим. ИА REGNUM)», и одновременно с этим отметил, что «основная интрига выборов в парламент состояла в том, насколько сильны позиции Партии исламского возрождения среди населения и какой процент голосов жителей республики она сможет набрать».

«Однако состоявшиеся выборы поставили все по своим местам. ПИВТ получила всего лишь 1,5% голосов избирателей и потерпела сокрушительный крах…. Оказалось, что на самом деле интриги никакой и не было: все оптимистические прогнозы строились на личных мнениях и заверениях главы ПИВТ Мухиддина Кабири, сторонников этой партии и представителей заинтересованных в ней внешних сил», — говорится в статье.

При этом, как утверждает автор, «самым обнадеживающим в данной ситуации является то, что это провал не столько политической партии и ее бездарной работы, сколько крах идеологии политического исламизма, которая составляет сущность ПИВТ».

«Голосуя на выборах в парламент, народ Таджикистана применительно к ПИВТ одновременно и отвечал на вопрос, готово ли современное таджикское общество принять возврат в средневековье, установить шариатские порядки и нравы? Результаты выборов убедительно показали, что ответ однозначно отрицательный», — подытоживается в статье.

ИА REGNUM напоминает, что 1 марта 2015 года в Таджикистане состоялись выборы в Маджлиси намояндагон (нижнюю палату парламента республики). Участие в них приняли 288 кандидатов — представители всех 8 официально зарегистрированных в республике политических партий, претендовавшие на 63 депутатских мандата. Согласно итогам голосования, абсолютное большинство голосов избирателей (65,2%) по партийным спискам получила Народно-демократическая партия. В новый парламент Таджикистана помимо партии власти смогли попасть также Аграрная партия (11,8%), Партия экономических реформ (7,6%) и Социалистическая партия (5,5%). Остальным участникам парламентской гонки не удалось преодолеть пятипроцентный барьер, и в итоге их представители остались без депутатских мандатов. В список не прошедших в парламент партий вошли Коммунистическая партия (2,3%), Демократическая партия (1,7%), Партия исламского возрождения (1,5%) и Социал-демократическая партия (0,5%).