Швейцарская компания Stadler Rail AG («Штадлер Рейл Групп») создала в Белоруссии новый завод по производству электропоездов, продемонстрировав инвестиционную привлекательность постсоветской республики. Об этом 20 ноября заявил Александр Лукашенко, выступая на торжественной церемонии открытия завода «Штадлер Минск» в п. Фаниполь Дзержинского района, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

«Мы делаем всё, чтобы у нас в стране был нормальный инвестиционный климат. И успешная работа компании „Штадлер“ говорит о том, что этот климат создан. В нынешнем году у нас появилось почти 0,5 тыс новых организаций в промышленности, создано более 7 тыс рабочих мест», — сказал Лукашенко, зачитывая текст своего доклада.

«Должен сказать, что в нынешнем году завод „Штадлер Минск“ имеет особое значение, — отметил руководитель постсоветской республики, фактически начавший предвыборную кампанию (в 2015 году он намерен продлить свои президентские полномочия). — Во-первых, он укрепляет экспортный потенциал нашей страны, а во-вторых, он сыграет социальную роль — поможет вдохнуть новую жизнь в посёлок Фаниполь, который должен стать одним из городов-спутников Минска. Здесь будет не спальный район, а центр машиностроения с хорошо развитой инфраструктурой, где людям будет удобно жить и работать».

«У нас есть много перспективных инвестиционных проектов, которые мы заинтересованы реализовать с участием иностранного капитала, — сообщил Лукашенко. — Поэтому всегда готовы к обсуждению любых инициатив и предложений, которые позволят укрепить экономику нашего государства, создать в нашей стране современные высокотехнологичные производства, инфраструктуру и новые высокооплачиваемые рабочие места для наших людей».

«Я уверен, что экономическое сотрудничество с нашими партнёрами в дальнем зарубежье будет расширяться, и сегодняшнее открытие завода послужит примером для других компаний», — добавил он.

Лукашенко напомнил присутствующему на церемонии открытия фанипольского завода руководителю Stadler Rail AG Петеру Шпулеру об обязательствах швейцарской компании модернизировать белорусское госпредприятие «Белкоммунмаш», довести его до уровня «Штадлер Рейл Групп». Руководитель постсоветской республики потребовал усилиями «Штадлер Рейл Групп», Миноблисполкома и Мингорисполкома, под контролем Комитета госконтроля и Администрации президента создать на «Белкоммунмаше» современное высокотехнологичное предприятие до Нового года.

После церемонии Лукашенко высказал несколько суждений «президентскому пулу» о будущем «Белкоммунмаша» (производит коммунальную электротехнику — трамваи, троллейбусы), о важности инвестиций Stadler Rail AG для привлечения других иностранных инвесторов, а также о санкциях, которые Запад применяет к России и Белоруссии. По мннию Лукашенко, завод по сборке швейцарских электричек в Фаниполе демонстрирует возможность сотрудничества в формате Евросоюз-Белоруссия-Евразийский союз и, как отметил он, такое «трёхстороннее сотрудничество» уже начато. Стоит напомнить, что данное заявление Лукашенко прозвучало несколько странно, т.к. Белоруссия является членом Евразийского союза, а не посредником между этими двумя континентальными объединениями.

По словам Лукашенко, официальный Минск, несмотря на санкции, осуществляет экономическое сотрудничество с Западом, и наметились изменения в политике ЕС: Брюссель начинает пересматривать своё отношение к практике политических санкций, ужесточённых в ходе эскалации украинского кризиса. Лукашенко отметил, что «слишком зависима Европа от других центров сил», намекая на несамостоятельность ЕС, зависимость Евросоюза от США.

Как сообщало ИА REGNUM, СП в Фаниполе с участием Stadler Rail AG и «Белкоммунмаша» было создано президентским указом в 2012 году. Иностранные инвестиции в проект оцениваются в $50 млн. На предприятии «Штадлер Минск» осуществляется наладка швейцарских электричек из импортных компонентов: первая из них («Аэроэкспресс Евразия») поставлена в ноябре 2014 года московскому заказчику. В церемонии приёмки первого двухэтажного электропоезда приняли участие мэр Москвы Сергей Собянин, посол Белоруссии в России Игорь Петришенко, гендиректор Stadler Rail Group Петер Шпулер и гендиректор российской компании «Аэроэкспресс» Алексей Криворучко. В дальнейшем собранные в Белоруссии швейцарские электрички планируется поставлять в другие страны Таможенного союза.