Законопроект, отменяющий безусловный запрет на усыновление людьми с уголовным прошлым, комитет Государственной думы РФ во вопросам семьи, женщин и детей рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении, передает корреспондент ИА REGNUM 20 ноября. Право на усыновление по решению суда, а также на опеку или попечительство по решению органа опеки и попечительства могут получить граждане, имеющие судимость небольшой или средней тяжести или подвергавшиеся уголовному преследованию за такие преступления.

Ранее Конституционный суд РФ указал на то, что лица с уголовным прошлым в некоторых случаях могут добиваться права быть опекунами, но соответствующие решения должны принимать суды после изучения каждого конкретного дела. Поводом для вынесения определения стала жалоба жителя Мурманской области Андрея Лисичкина.

Согласно внесенным в Госдуму правительством РФ поправкам, безусловный пожизненный запрет сохраняется лишь для граждан, привлекавшихся к уголовной ответственности по тяжким или особо тяжким статьям или за преступления сексуального характера.

В ходе обсуждения первый замглавы Минобрнауки Наталья Третьяк отметила, что поправками «сохраняется запрет на усыновление за особо тяжкие преступления, но в отношении (совершивших преступления) средней и легкой тяжести суд предлагает учитывать поведение лица и интересы ребенка в каждом конкретном случае». По ее словам, "бывали случаи, когда «дядя или отчим ребенка, который фактически проживает с ребенком, но подрался, совершил кражу не может усыновить ребенка».

«В любом случае суд оценивает конкретные обстоятельства дела», — подчеркнула Третьяк.

Вместе с тем глава профильного комитета Госдумы Елена Мизулина («Справедливая Россия») обратила внимание на несколько противоречий, которые необходимо исправить ко второму чтению законопроекта. Так, глава комитета указала на то, что глава УК о преступлениях против половой неприкосновенности не подпадает под новые нормы. Кроме того, согласно поправкам, есть вероятность того, что усыновителями или опекунами могут стать «лица, которые совершили такие преступления, как половое сношение с несовершеннолетним, мужеложство, лесбиянство».

Также парламентарий выступила против того, чтобы суд разрешал усыновление лицам, совершившим преступления против общественной нравственности, в том числе занимающихся или занимавшихся вовлечением в проституцию несовершеннолетнего, порнографией с использованием несовершеннолетнего, — «это разновидность педофильских преступлений». «Не надо, чтобы суд разрешал усыновление такого рода лицам. Склонность к таким преступлением не проходит с годами», — отметила депутат.