Фильмом режиссера театра и кино, руководителя Школы театрального и киноискусства «Анима» (Испания), участника международных и отечественных театральных и кинофестивалей Альгиса Арлаускас-Пинедо «Прохождение пути» сегодня, 25 сентября, в Санкт-Петербурге открывается VII фестиваль «Кино для всех» из цикла «Кино за равные возможности».

Фильм на большом экране не шёл. Были только фестивальные показы в 1989 году на первом «Послании к человеку» и в 1991-м на Международном — экспериментального кино в Мадриде.

Альгис Арлаускас ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM: почему режиссёр — и философ, и боец, отчего актёр должен быть счастлив, и в чем изъян современного продюсерства.

ИА REGNUM: О чём ваш необычный фильм?

— Идея фильма родилась во сне: показалось, что всё покатилось назад. Время, люди, страна, моя собственная жизнь. Захотелось выразить это средствами, которые доступны только кино. Помимо протеста против поступательного хода времени, которое не сулит ничего кроме увядания, помимо боязни возврата к классовой борьбе в виде перманентной гражданской войны. В основе было желание показать человека, который пытается понять, куда он идёт, а главное — пытается вырваться из потока, который тащит его в прошлое. В этом фильме любой человек, когда он один и крупно на экране, он — личность, он дышит и живёт правильно, но как только мы видим его в контексте толпы, он движется вспять. В этом для меня главная идея фильма.

ИА REGNUM: Что для Вас значит этот фестиваль?

— Кинопоказ — это всегда событие как для режиссера-документалиста, чьи фильмы зритель не так часто может увидеть на большом экране, так и для зрителя, который умеет смотреть и воспринимать душою настоящее кино. Особенно важно, что происходит встреча режиссера и зрителя — можно, глядя глаза в глаза, обсудить не только фильм, но и обыкновенные житейские истины.

ИА REGNUM: Вы боец по жизни?

— Да. По крайней мере всё, что планировал по жизни и за что боролся — сбывается. В 16 лет решил стать режиссером кино. Три раза поступал на режиссёрский, три раза срезался. На четвертый поступил. Сразу после ВГИКа начал работать на студии, и первую большую картину — «Прохождение пути» — сделал так, как хотел. Хотел иметь свою школу. Сначала набирался опыта, преподавал во ВГИКе, потом в разных школах и университетах Испании. Теперь и эта мечта сбылась.

ИА REGNUM: Основной постулат Школы театрального и киноискусства «Анима»?

— Преподаватели и учащиеся школы придерживаются той истины, что банальные вещи перестают быть таковыми, когда достигают уровня любви. Мы любим снимать и ставить человеческие истории. Главное, чтобы нас это взаправду волновало, и было бы желание поделиться этим волнением. А это возможно только в том случае, когда актёр, осознав подлинную красоту своей профессии, ощущает восторг от возникновения крупиц жизни, правды, полёта.

ИА REGNUM: Вы боитесь ошибиться?

— И да и нет. Да, в том смысле, что стараюсь избежать ошибок, думаю, как сделать лучше. Нет, так как понимаю, что ошибок не совершают только роботы. Живой человек должен рисковать и, если ошибся, учиться на ошибках — своих и чужих — и двигаться дальше. Надо верить в себя и работать. Это главное.

ИА REGNUM: Вы диктатор в творчестве?

— Нет. Мне довелось заниматься в кино многим: продюсерством, много лет актёрством, держать камеру в руках. Пройдя этот путь, невозможно, по крайней мере, в моем случае, становиться диктатором, руководя съемочной группой. Только в диалоге с творцами может родиться что-нибудь стоящее. Мы же не кукловоды. С другой стороны, и это парадоксально, съемочная площадка — это не место для демократии. Осуществляется строго организованный и требующий дисциплины процесс. Но дисциплина эта достигается не диктатом, а убеждением и высокопрофессиональной подготовкой режиссёра.

ИА REGNUM: Что такое режиссерский мастер-класс?

— Мастер-класс — это такая встреча. Между мастером и классом. А если серьезно, то это возможность в сжатом виде представить сущностные, основополагающие вещи профессии или мастерства. Когда человек в течение двух-трёх часов делится с заинтересованной аудиторией тайнами или просто техникой своего творческого метода. Лучший вариант мастер- класса — это, безусловно, диалог двух сторон.

ИА REGNUM: Что для Вас важно в кино?

— Кино — это страстный роман на всю жизнь: мое наваждение и моя болезнь, моя вечно покинутая Родина и наказание, оправдание и мой долг. Сверхзадача любого проекта — прежде всего, создание кинообраза. В подлинном документальном кино это достигается в сотворчестве с героями фильма и с огромными затратами душевной и художественной энергии. Образ в кино — это нечто отвечающее потребностям реальности, отражающее её суть, но вместе с тем выходящее за её рамки. Речь идёт о диалоге, развёрнутом в пространстве и времени.

ИА REGNUM: Ваша Родина — Россия, Москва?

— Да. Шаболовка, Донской монастырь, усыпальницы моих предков, кусочек Арбата… -последние островки моей юности. Хотя моего города уже нет, и если я и прикасаюсь к нему, то с содроганием. Так теплые губы приникают ко лбу покойника. Мне странно в нём, хочется унести его с собой и отмыть, очистить от двадцатилетней копоти. Вдохнуть в него невинность детства, влюбленность юности, надежду на то, что всё ещё впереди. И снова его полюбить…

ИА REGNUM: Как Вы считаете, режиссёр должен быть философом?

— И психологом, и педагогом, и дипломатом, и нянькой, если нужно. Необходимо обладать многосторонними знаниями, чтобы руководить десятками индивидуальностей и объединять в команду разнонаправленные и часто противоречивые творческие амбиции. Тут без философского отношения к делу не обойтись. С другой стороны, настоящее кино — это всегда попытка осмысления действительности, приближения к сущностным вопросам бытия. Даже, если это комедия или остро жанровая вещь.

ИА REGNUM: Сейчас Вы работаете над фильмом?

— «Заговор сумасшедших» — проект, который вынашиваю много лет. Это будет часовой фильм, в котором ставится извечный вопрос: кто на самом деле безумен — современное общество с его рутиной, кризисами и войнами, или люди, в это общество не вписывающиеся, и которым часто приписывают сумасшествие? Главный герой документального повествования — профессор Сарагосского университета, очень интересный человек, мой друг Энрике Гастон. Не так давно один немецкий журнал проводил в Испании опрос, чтобы выявить трёх самых сумасшедших людей. Так вот, Энрике удостоился чести войти в эту «безумную тройку».

ИА REGNUM: Что для Вас — событие?

— В свое время книга Тарковского «Запечатленное время», в которой говорится о значении понятия времени в кино, стала для меня событием. Также как и его фильмы. Первым серьезным театральным впечатлением, перевернувшим сознание, стала в 1979 году премьера спектакля по пьесе Петрушевской «Уроки музыки», поставленного Романом Виктюком. Не менее сильное впечатление воздействие оказали и стали для меня навсегда событием ленты «Л'Аталант» Жана Виго и «Жил певчий дрозд» Иоселиани. Они стали для меня длящимся всю жизнь событием.

Беседовала Евгения ДЫЛЕВА

Справка ИА REGNUM

Организованный комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга культурно-просветительский проект «Город равных возможностей» проводит в седьмой раз кинопоказ «Кино для всех» из цикла «Кино за равные возможности».

В рамках кинопоказа демонстрируются игровые и документальные фильмы. В показе 2014 года участвуют известные режиссёры-документалисты Павел Медведев и Татьяна Хомутова (Санкт-Петербург), Светлана Быченко (Москва). Особенностью кинопоказа станет фильм-открытие «Прохождение пути» режиссёра, актёра, руководителя Школы театрального и киноискусства «Анима» Альгиса Арлаускаса (Испания). Кинопоказ продлится до 29 сентября. Вход свободный.

Альгис Арлаускас снимался в фильмах «Лес, в который ты никогда не войдешь» (1973), «Юнга Северного флота» (1974), «Берегите женщин» (1981), "Спортлото-82 (1982), "Взятка. Из блокнота журналиста В.Цветкова (1983), «Любовью за любовь» (1983), «Петр Великий» (1986), «Колесо любви» (1996), «913» (2004), «Гоэнкале — Копетас» (2004), Cosmos (2007), «Александр» (2011-2013) и других.