Эксперт: Миллиарды долларов не спасут российский авиапром
Москва, 11 сентября, 2014, 15:44 — ИА Регнум. «Это заявление имеет мало отношения к отечественной авиации», — заявил сегодня, 11 сентября корреспонденту ИА REGNUM председатель Движения развития, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов, комментируя сообщение гендиректора Центрального аэродинамического института (ЦАГИ) им. проф. Н.Е. Жуковского, члена-корреспондента РАН Бориса Алешина о том, что до 2025 гг. правительство России выделит на авиационную науку и технологии порядка 6 млрд долларов бюджетных ассигнований, а в целом на развитие авиапрома — 20 млрд.
9 сентября на пленарном заседании конгресса Международного совета по аэронавтическим наукам ICAS 2014 в Санкт-Петербурге глава российского центра авиационной науки рассказал о государственной программе «Развитие авиационной промышленности на 2013−2025 гг.»: «Правительство ставит перед нами амбициозные цели по внушительному позиционированию на мировых рынках в русле самолетостроения (как в области гражданской, так и военной авиации), вертолетостроения, а также по авиационным двигателям, агрегатам и приборостроению», — отметил Алешин. Он подчеркнул, что на реализацию программы выделены внушительные средства: до 2025 года правительством предусмотрены ассигнования, составляющие порядка 20 млрд долларов. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе ЦАГИ. Напомним, институт выступил организатором конгресса.
Принципиальным отличием нынешней программы от предыдущих является то, что она нацелена не только на разработку авиационной гражданской или военной техники, как это было прежде, но и на развитие научных направлений и поддержку технологий, на обеспечение постоянно действующего научно-технического задела. Именно поэтому в подготовке документа активную и важную роль играли российские научные центры. Обращаясь к представителям ведущих мировых организаций аэронавтической отрасли, приехавшим на конгресс, Борис Алешин подчеркнул: «Эту новую идеологию мы впитали и благодаря общению с вами». По его словам, действующая госпрограмма похожа во многом на европейские и американские аналоги, в которых акцент делается, прежде всего, на поддержку государством научных исследований и обеспечение зрелости технологий.
Госпрограмма содержит ряд подпрограмм, причем отдельно представлено направление научных исследований — подпрограмма «Авиационная наука и технологии». Как отметил глава ЦАГИ, она будет составлять около трети выделенных правительством бюджетных ассигнований — порядка шести миллиардов долларов США: «Эта подпрограмма должна стать основой технологического развития. Мы ставим перед собой задачу создания эффективной системы управления научными исследованиями. Речь идет, в том числе, о новых механизмах, обеспечивающих координацию в проведении исследований и разработок перспективных технологий между организациями науки и промышленности», — сообщил Алешин. И отметил, что новацией для России является создание и поддержание постоянно обновляемого научно-технического задела, которое предусмотрено программой. «Научный процесс непрерывен, перспективные исследования должны проводиться постоянно и напитывать промышленность необходимым уровнем знаний и технологий», — подчеркнул он.
«В тучнее нефтедолларовые годы денег выделялось очень много, — напомнил в связи с этим Крупнов. — И в госпрограммах 2004 и 2009 года, и в новой госпрограмме 2013 года ставятся предельно высокие цели — завоевать мировой рынок и т.д. По факту же происходит прямо противоположное. Российское гражданское авиастроение — практически на нуле. Внутренний рынок у нас, по сути, сдан. А все эти громкие декларации по факту оказываются просто дымовой завесой и операцией по прикрытию проедания выделяемых средств. Горько смотреть на то, что такие люди сегодня, фантазируя на темы захвата мировых рынков, продолжают проедать государственный ресурс, не просто не принося никакой пользы стране, но и окончательно закрепляя утерю авиационного и авиастроительного суверенитета России».
«В книге конструктора Яковлева приводится его разговор со Сталиным в 39-м году, — напомнил Крупнов. — Сталин ему говорит, что «к сожалению, ваши старшие товарищи, которые нам много чего обещали, завели нас не туда». Если бы перед войной Сталин не предпринял реорганизации оборонной и авиационной промышленности и не поставил молодых авиаконструкторов, то мы бы просто проиграли войну в воздухе. У нас не было бы ни «Яков», ни «Лавочкиных», ни штурмовиков «Ил», ни других замечательных самолетов».
«Сегодня ситуация — точно такая же, — уверен эксперт. — Геополитическая, оборонная ситуация ухудшается. Мы не просто абсолютно не защищены, а — растрачивая огромное количество бюджетных средств, мы практически утратили нашу авиацию. И дело не в количестве выделяемых денег. Просто нет никакой связи между ними и тем, что будет в показателях. Через пять лет предъявить в качестве результата снова будет нечего, кроме фантастическо-марсианских деклараций господина Алёшина: что «у нас появилось технологическое развитие, перспективные технологии, процесс стал непрерывным». Но чтобы понять, пошли ли деньги впрок или нет, у нас нет никаких критериев. Более того, в госпрограмме «Развитие авиастроения» 2013 года единственный реальный критерий — это сокращение в два раза численности работающих в авиапроме».
Справка
В 2000-х годах Алешин занимал посты замминистра промышленности, науки и технологий РФ, председателя госкомитета России по стандартизации и метрологии, зампреда Правительства РФ по промышленной политике, руководителя Федерального агентства по промышленности, президента-гендиректора ОАО «АВТОВАЗ» и с 2009 года назначен гендиректором ЦАГИ.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Рогов рассказал о мощном взрыве в оккупированном ВСУ городе Запорожье
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Кадыров прокомментировал покушение на узбекистанского экс-чиновника
- Телеканал «Матч ТВ» купил на три года права на эксклюзивный показ UFC в РФ